Старики идут в бой не одни: герои войны и их боевые машины
О самоотверженности и героизме русских солдат на войне слагают легенды, пишут книги и снимают фильмы — о характере и выдержке этих людей сказано достаточно. Вместе с историческими экспертами онлайн-игры War Thunder мы подготовили материал не просто о героях военных сражений, но и об орудиях, которыми они вырывали победу из лап противника.
Дмитрий Борисович Глинка, летчик-истребитель
Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза Дмитрий Глинка родился в 1917 году в маленьком селе Александров Дар. Получил неполное среднее образование, после чего отправился работать на шахты, где и услышал впервые об авиации.
За свою военную карьеру Дмитрий Глинка совершил более 50 воздушных побед. Он по праву считался асом, не только из-за хорошей подготовки, но и благодаря невероятной выносливости. В день Глинка мог совершить четыре-пять боевых вылетов (другие летчики валились с ног уже после третьего). Однажды лейтенант Глинка сумел девять раз за сутки подняться в небо.
Летную карьеру Глинка начинал на Як-1 — одномоторном самолете-истребителе. На его счету было девять сбитых самолетов противника в небе. Потом, до конца войны, Дмитрий Борисович пересел на «Аэрокобру» Р-39. Р-39 считался премиумным самолетом, обладал хорошей маневренностью и быстро набирал скорость при подъеме. В 1943 году полк, в котором служил Дмитрий, перевооружили на ленд-лизовские «Аэрокобры». 10 марта они были брошены в сражение на Кубани. Именно во время битвы за Кубань Дмитрий стал Героем Советского Союза. В 40 боевых вылетах он сбил тогда 20 немецких самолетов, став наиболее результативным асом Кубанской эпопеи.
Дмитрий Федорович Лавриненко, танковый ас
Лавриненко был первым по результативности танковым асом Второй мировой. За 2,5 месяца ожесточенных боев уничтожил 52 танка. В Великой Отечественной войне Дмитрий участвовал чуть менее полугода.
Свой счет уничтоженных танков Дмитрий Федорович открыл 6 октября во время боя в районе села Первый Воин. Свой последний танк он уничтожил на подступах к Волоколамску 18 декабря 1941 года в ходе атаки на деревню Горюны. После боя деревня подверглась сильному артиллерийскому и минометному обстрелу. В это время командир 17-й танковой бригады Чернояров вызвал Лавриненко к себе для уточнения и увязки дальнейших действий. Доложив полковнику обстановку и получив приказ двигаться вперед, Лавриненко направился к своему танку. Не дошел всего несколько шагов: маленький осколок мины оборвал жизнь самого результативного танкиста Красной армии. Дмитрий Федорович Лавриненко погиб 18 декабря 1941 года в возрасте 27 лет.
Боевой машиной Лавриненко был Т-34 — за время службы он сменил три его модификации. Т-34 считается самым массовым советским танком Второй мировой войны. В течение всей Второй мировой средний танк имел абсолютное превосходство над танками аналогичного класса в проходимости, маневренности и подвижности. На момент поступления на вооружение по основным тактико-техническим характеристикам Т-34 превосходил все типы танков Вермахта.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев, летчик-истребитель
Еще один советский ас, родившийся в 1917 году. Евстигнеев вырос в Курганской области, окончил семь классов железнодорожной школы, потом работал на заводе. Параллельно Кирилл Алексеевич учился в аэроклубе. В ряды Красной армии Евстигнеев попал в 1938 году. Уже будучи солдатом срочной службы отправился в Бирмскую военную школу пилотов. После работал летчиком-инструктором. В конце 1942 года Кирилла направили в Москву, в распоряжение Главного штаба ВВС КА для перегонки американских самолетов «Аэрокобра». В Москве Евстигнееву удалось добиться отправки на фронт.
«Летчик-кремень» — так называл Кирилла Алексеевича другой выдающийся воздушный боец Великой Отечественной войны и однополчанин — Иван Никитович Кожедуб.
На фронте сержант Евстигнеев летал на Ла-5ФН. Менее чем за 8 месяцев боевой работы сержант вырос в должности от рядового летчика до командира эскадрильи. К 19 ноября 1943 года совершил 144 боевых вылета, а в 53 проведенных воздушных боях сбил лично 24 самолета противника.
Ла-5 — низковысотный истребитель. Машину считают настоящим достижением советских авиаконструкторов. При этом у нее были свои недостатки. В первую очередь — повышенное потребление топлива. Из-за этого сокращалась дальность полета. Чтобы устранить недостаток, разработали модификацию — Ла-5ФН (ФН — «форсированный непосредственного впрыска топлива»). Когда машина поступила на фронт в 1943 году, противник недоумевал — немецкие летчики привыкли сражаться со старыми моделями, а теперь теряли какое-либо преимущество в воздушном бою.
Истребитель, на котором совершал боевые полеты Евстигнеев, построили на средства колхозника-пчеловода Конева из колхоза «Большевик», что в Волгоградской области. Патриот просил передать его лучшему летчику фронта. Сначала вручили Кожедубу, затем, после его ухода в другую часть, на нем летал замкомандира авиаэскадрильи Павел Брызгалов, а после — командир эскадрильи, Кирилл Евстигнеев.
Виктор Васильевич Талалихин, летчик-истребитель
Виктор Талалихин родился в Саратовской области в 1918 году. Через несколько лет вместе с семьей переехал в Москву. Как и большинству летчиков-героев, дорогу в авиацию ему открыл аэроклуб. В 1937 году Виктор вступает в ряды Красной армии. За период советско-финской войны Талалихин сбил четыре финских самолета за 47 боевых вылета.
В сражениях Великой Отечественной войны он более 60 раз поднимался в небо. 7 августа 1941 года Талалихин впервые в мире произвел ночной таран немецкого бомбардировщика на истребителе И-16 конструкции Николая Поликарпова.
Из воспоминаний Виктора Талалихина, командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка
В моделях И-16 были серьезные проблемы с управляемостью. Виной тому задняя центровка — оборудование и бронь размещались за кабиной пилота. За счет этого не могло быть и речи о полете на И-16 с отпущенной ручкой управления — пилот всегда пребывал в напряжении, что сказывалось на боевой эффективности самолета. При этом И-16 — одна из самых маневренных моделей, с высокой скороподъемностью.
Александр Федорович Бурда, танковый ас
Александр родился в 1911 году в городе Ровеньки Луганской области в семье обычного рабочего. Окончил шесть классов, работал монтером-слесарем горной механизации в Донбассе. В 1933-м Александра призвали в Красную армию, тогда он поступил на должность механика-водителя танка.
За первые два месяца Великой Отечественной войны Бурда уничтожил восемь танков и четыре автомашины врага. Уже в сентябре его назначили командиром роты. До 1944 года командир Александр Бурда успел принять участие в Курской битве, битве за Днепр и Житомирско-Бердичевской наступательной операции. 25 января 1944 года противник атаковал бригаду Бурды в районе села Цыбулев Черкасской области Украины с 12 тяжелыми танками. Несколько машин окружили командный пункт и пытались уничтожить штаб. Александр Федорович отвлек огонь на себя, дав возможность штабу вынести из пункта ценные документы и уйти в безопасное место. В бою Александр Федорович уничтожил два немецких танка, но сам погиб.
Дважды Герой Советского Союза Маршал бронетанковых войск Катуков М.Е., «На острие главного удара»
Т-34-76, на котором Бурда атаковал противника, потерял всяческие преимущества на поле боя с появлением «Тигров» и «Пантер». Его 76-мм пушка не пробивала в лоб новейшие танки, а «Тигр» могла взять только в борт с дистанции менее 100 метров. В этом нет ничего удивительного — после появления танка на фронтах в 1941 году все немецкие танковые разработки были направлены исключительно на борьбу с «тридцатьчетверкой».
Почувствовать себя одним из настоящих героев вы сможете в игре War Thunder. Это бесплатная онлайн-игра, где с невероятной (оружейной!) точностью воссоздали все боевые машины, о которых мы говорили в материале. Разработчики игры создали целую базу знаний, которая поможет разобраться в тонкостях вооружения, даже если вы ничего не смыслите в пушках, калибрах и броне.
Смотрите также: Пенсионер из США — самый вооруженный человек планеты
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!