Смотрите
BigPicture ➤ кино ➤ Спецэффекты в кино — как снимали фильмы об Индиане Джонсе
Спецэффекты в кино — как снимали фильмы об Индиане Джонсе
0
Даже сегодня сложно найти фильм, в котором дух приключений был бы таким же авантюрным и увлекательным, как в классической трилогии об Индиане Джонсе. Все три ленты словно пропитаны магией странствия, древними артефактами и новыми открытиями. В этой статье отдадим должное гению Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, вспомнив, как снимались «В поисках утраченного ковчега», «Храм судьбы» и «Последний крестовый поход».
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
«Индиану Джонса» многое связывает со «Звездными войнами». Не только имена Джорджа Лукаса и Харрисона Форда, но и другие «мелочи». Так, ленту снимали на той же студии Elstree близ Лондона, где проходили съемки (и были налажены нужные связи) знаменитой космооперы. Песчаный Египет на самом деле снимался в Тунисе, где опять-таки с местными ребятами из администрации сумел раззнакомиться Джордж Лукас. Фильм «В поисках утраченного ковчега» буквально шел по следам Люка Скайуокера!
Старания съемочной группы немедленно оценили зрители. Картина моментально стала культовой, ее сборы достигли почти 400 млн $ (больше 1 млрд $ с учетом инфляции), что более чем в 20 раз превышает бюджет ленты. Фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» дал начало целой киновселенной. Без продолжения было не обойтись.
«Индиана Джонс и храм судьбы»
Примечательно, что большинство экшен-сцен в «Храме судьбы» были придуманы для «Ковчега», но по разным причинам они так и не вошли в первый фильм. Вторая серия была фактически набором старых трюков, вокруг которых строили сюжет и сценарий.
Взять ту же погоню на вагонетках, которая стала самой эффектной сценой в «Храме судьбы». Снимали ее очень долго, напряженно и в разных местах. Было построено несколько полноразмерных вагонеток, оснащенных электроприводом и способных разгоняться до 16 км/ч. Они передвигались по рельсам в построенных на студии Elstree тоннелях. Эффект быстрого передвижения создавался благодаря замедленной съемке и последующему проигрыванию эпизода с нормальной скоростью 24 кадра в секунду. Сами искусственные катакомбы были совсем небольшими, поэтому оператору приходилось снимать их с разных ракурсов и с разным освещением, чтобы создать иллюзию протяженности тоннелей.
Для съемки погони общим планом прибегли к помощи миниатюрных тележек, изготовленных в США. Их пускали по сконструированной ландшафтной модели, после чего оставалось объединить получившийся материал со съемками крупным планом и наложить звук, записанный в американском «Диснейленде».
https://www.youtube.com/watch?v=aHpmEUrcRnU
Как таковых спецэффектов в «Храме судьбы» еще меньше, чем в предыдущей серии. К тому же они выглядели весьма органично и предназначались для усиления впечатлений от просмотра фильма, не преследуя цели поразить зрителей компьютерными молниями или превращениями. Помните одну из финальных сцен, в которой Мола Рам срывается с остатков моста и падает в пропасть с аллигаторами? При этом камера следует за падающим телом жреца, показывает, как оно отскакивает от скалы. На то время это был один из самых сложных спецэффектов, на которые была способна студия Industrial Light & Magic.
По сборам «Индиана Джонс и храм судьбы» немного не дотянул до предшественника, да и отзывы были не столь благодушными. Многие обвинили картину в излишней «чернушности» и даже скатыванию в ужастики. Тем не менее «Оскар» за визуальные эффекты был получен, деньги на следующий фильм собраны, дело оставалось за малым — собраться с силами и выдать что-нибудь эдакое, что было бы ничуть не хуже «Ковчега».
«Индиана Джонс и последний крестовый поход»
Еще один танк был создан из алюминия и оснащен пластмассовыми гусеницами. Самостоятельно передвигаться он не мог, его тянул грузовик. Макет использовался для съемок крупным планом драк на танке, тогда как действующая модель применялась для съемок общих планов.
В эпизоде с невидимым мостом над пропастью обошлись без спецэффектов. Сначала были созданы декорации ущелья, после чего художник нарисовал мост так, что под определенным углом зрения он полностью сливался со скалами и пустотой под ногами археолога. Как только камера смещается с этой точки, перспектива меняется и зрители отчетливо видят мост.
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» — редкий пример того, как продолжение получается ничем не хуже первой серии. Фильм попал во множество самых разных рейтингов, вошел в топ любимых картин американцев и заслуженно собрал кассу на уровне «Ковчега».
На то, чтобы выпустить четвертую часть, у Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса ушло почти 20 лет. Картина «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» вышла в 2008-м, но повторить успех трилогии не смогла.