Советские вагоны-рестораны — как и чем потчевали граждан под стук колес
Для каждого советского гражданина дальняя поездка на поезде была неразделимо связана с поеданием специально приготовленной домашней снеди. Жареная или отварная курица, вареные яйца, иногда колбаса — вот стандартный набор пассажира железной дороги. При этом очень немногие пользовались вагонами-ресторанами, в которых в то время были отличные цены и замечательный сервис. Что из себя представлял ресторан на колесах в СССР?

Вагоны-рестораны были не во всех советских поездах, а только дальнего следования. На обычных рейсах всем пассажирам приходилось довольствоваться взятой с собой едой. Также некоторые любители плотно поесть выходили на станциях, где поезд останавливался на продолжительное время и ели в ресторанах.

Вокзальные рестораны в Союзе не были похожи на обычные. Они подчинялись ОРСам (отделам рабочего снабжения). У этих заведений была особая история. Почти сразу же после революции эти рестораны передали кооператорам и нэпманам. Меню в них не слишком отличалось от того, что было при царском режиме.

Колбаса нескольких видов, рыба, пиво, раки, пирожки, расстегаи, котлеты, всевозможные сладости — ассортимент был впечатляющим. По сравнению с городскими ресторанами того времени, вокзальные были на высоте. Не хуже обстояли дела и с вагонами-ресторанами. Позднее, когда частников изгнали из железнодорожного общепита, качество и выбор блюд, а также сервис, все равно были очень достойными.

Как кормили в советских вагонах-ресторанах
Путешествующие в составе поездов рестораны на колесах имели свою специфику. Еду разносили в металлической небьющейся посуде, которая выглядела для советского человека необычно. За очень умеренные деньги пассажирам предлагали первое, второе, десерт и компот, чай или кофе. Обслуживали посетителей буфетчицы и официантки в особой униформе, с накрахмаленным передником и кружевным головным убором.

Те немногие, кто при СССР бывал за границей, могли сравнивать. Они констатировали тот факт, что обслуживание, выбор и качество блюд в вагонах-ресторанах было не хуже, чем «у них». В таком ресторане было очень чисто и царил особый запах кухни и железной дороги. Это создавало особую атмосферу, привлекавшую пассажиров.

В меню вагона-ресторана всегда был неплохой выбор. Посетителям предлагали два первых блюда, два или три вторых, холодные закуски, хлебобулочные и кондитерские изделия, напитки и, разумеется, алкоголь. Курящие также могли приобрести сигареты. Сотрудники вагонов-ресторанов всегда были опрятными и очень вежливыми. Они всегда говорили посетителям «Приятного аппетита».

Посетители вагонов-ресторанов
Все это совершенно не напоминало тот ненавязчивый советский сервис, о котором и сейчас ходят легенды. Что касается цен, то пообедать можно было всего за рубль с небольшим. Как это ни странно, но вагоны-рестораны не пользовались ошеломляющим спросом, как этого можно было ожидать. Многие пассажиры предпочитали домашнюю еду. В СССР царил стереотип, что вагон-ресторан — это дорого и рискованно. Ходили слухи, что там можно отравиться из-за ненадлежащих условий хранения продуктов.

Поэтому большинство посетителей этих ресторанов были не семьи с детьми, а командировочные. Большим спросом пользовались такие заведения у «северян». Возвращавшиеся с заработков мужчины проводили немало времени за столиками, разумеется, налегая на выпивку. Это было своего рода развлечение, ведь поезда, следовавшие с Крайнего Севера, шли около недели.

Конечно же, в вагонах-ресторанах на дальних рейсах можно было встретить и представителей криминального мира. Несмотря на наряды милиции, дежурившие в поездах, преступления были не такой уж редкостью. Мошенники подсаживались к ехавшим с деньгами с Севера мужчинам, подпаивали их, а затем приглашали в купе сыграть в карты. Стоит ли рассказывать, чем заканчивалось такое знакомство.

Ближе к закату СССР вагоны-рестораны начали постепенно деградировать. Становился скромнее выбор блюд, снижался уровень сервиса и качество пищи. В последние годы социализма все стало настолько плохо, что вагон-ресторан был в составе не каждого поезда дальнего следования. В 90-х годах заведения на колесах имели дурную славу, так как там нередко происходили скандалы и драки, а иногда даже поножовщина.

Сейчас этот нужный сервис возродился, и вагоны-рестораны снова привлекают отличным меню и хорошим обслуживанием. Вот только цены совсем не радуют, поэтому большинство пассажиров предпочитают питаться в пути «по-домашнему».
Смотрите также — Поездка со вкусом: одинокое путешествие в японском поезде-ресторане
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
22 фото, которые наглядно показывают, что время беспощадно
Смертельная красота: 12 моделей, которые покончили с собой
22 закадровых фото известных фильмов, которые показывают, как снимается кино
20 российских фильмов, которые разобьют вам сердце
Эффектный косплей от россиянки Ирины Мейер, среди поклонников которой сам Киану Ривз
37 редких фото знаменитостей, которые вас удивят
18 людей "из будущего", гениальности которых можно только позавидовать
Каждому Гэндальфу нужен свой Фродо, или 20 фото очень больших и маленьких людей
Скандальные цветные фотографии Франции времен немецкой оккупации
25 необычных вещей, купленные на блошиных рынках и в комиссионках