олимпиада — это чертов наркотик
Мария Плотникова о том, как работать фотографом на Олимпиаде, любить ее, несмотря на допинговые скандалы и как на Играх случается легальный плагиат

Снимать зимнюю Олимпиаду намного сложнее, чем летнюю. Причин несколько, но есть две основные: холод и расстояния между стадионами. Зимние Игры традиционно проходят в двух кластерах — горном (все соревнования на открытом воздухе) и равнинном (все соревнования в помещениях). Дорога от одного кластера до другого сжирает три-четыре часа ежедневно, и, если у вас в плане стоят две съемки в день в разных местах, велик шанс не успеть на одну из них. Или приехать под конец, не изучив предварительно трассу, и снять только финиш. Поэтому лучше строить график, снимая два события в одном месте. Разумеется, такого никогда не происходит, и приходится мотаться туда-сюда ежедневно, таская с собой, помимо техники, теплую одежду и зимние ботинки.
Теплая одежда довольно сильно ограничивает движения, холод отнимает много энергии. Снимать биатлон в горах Пхенчхана физически тяжелее, чем, к примеру, пляжный волейбол на Копакабане томным летним вечером.
С другой стороны, зимняя Олимпиада всегда более выигрышна с точки зрения красивой картинки: горы, солнце, рельеф, снег, туман, контровый свет. На лыжах, биатлоне, фристайле, сноуборде, прыжках с трамплина можно оторваться так, что на закаты потом будет тошно смотреть. Главное, не опоздать на заходящее солнышко после какого-нибудь фигурного катания в прибрежном кластере.
УДАЧНЫЕ КАДРЫ КОНКУРЕНТОВ СРАЗУ БЕРУТСЯ НА КАРАНДАШ
Сейчас в спортивной фотографии наблюдается интересная тенденция. Все топовые агентские фотографы ведут инстаграм-странички, выкладывая туда лучшие фото минувшего дня. Иногда они снимают неочевидные для агентства вещи, но под влиянием лайков те снимки, что изначально не были взяты на ленту, потом в нее попадают. Зачастую они становятся «выбором редактора».
Есть и еще одна фишка инстаграма: удачные кадры конкурентов сразу берутся на карандаш, и на следующий день их тупо «списывают» коллеги. В итоге ленты Getty, AFP, Reuters, AP, РИА и пр. пестрят примерно одинаковой красотой.
Эти фотографии — пример того, что в таком напряженном графике (спим мы не более пяти часов в сутки) голова перестает работать. На самом деле я против такого развития событий.
Уж лучше снять непонятную кракозябру в нелепой позе на том же старте скелетона, ей-богу
Или прийти пораньше и снять нашего Романа Репилова на разминке перед финалом санок
На самом деле меня очень забавляет этот момент. Представьте себе пишущего журналиста «Советского спорта», который ссытся кипятком, публикуя во вторник текст, слово в слово совпадающий с понедельничным текстом корреспондента газеты «Спорт-Экспресс». Ну смешно же.
ЭМОЦИИ И ДЕТАЛИ
Чисто субъективно зимние Игры проигрывают летним по накалу эмоций. Здесь меньше видов спорта, особенно игровых, сами спортсмены менее звездные, соответственно, и ажиотаж вокруг них меньше. Но снимать эмоции — это самый кайф спортивной фотографии. Нет ничего прекраснее печали канадок после поражения в хоккейном финале от США или коктейля материнских чувств Этери Тутберидзе после победы Загитовой.
Я обожаю, когда в кадр попадают значимые детали. Вот синяки на руках у фигуристки Екатерины Бобровой. Их «танец слепых» они тренировали с закрытыми глазами.
Здесь плевочек безымянного лыжника. Пробегите хотя бы километров десять на лыжах и поймете, почему все лыжники прибегают на финиш по пояс в слюнях.
Вот сопельки во время исполнения четверного тулупа.
Или взгляд корейского шорт-трекиста перед финальным забегом на 500 метров. Он проиграет китайцу. У себя на родине, где шорт-трек — что футбол в Бразилии.
Мартен Фуркад хватается за винтовку на фоне размытого фонарика. Здесь сработало красивое боке лучшего в мире телевика.
Вот лицо женского хоккея (для этого кадра я специально спустилась к борту и полпериода ловила выход на лед хоккеистки).
Вот олимпийские кольца (о, куда их только не вписывают, как только не извращаются фотографы!).
Крутая татуха на керлинге.
От корейцев ускользают золото и серебро в женском шорт-треке.
Без мазни тоже не обходится. Когда нечего делать, включай одну шестую секунды.
А еще на Играх в Пхенчхане мне удалось заснять победу, которая войдет в историю мирового спорта. Это золото Алены Савченко и Бруно Массо. Алена шла к этой медали больше двадцати лет, выступив на пяти Олимпиадах, побывав дважды бронзовым призером, сменив нескольких партнеров. После короткой программы они были только пятыми. На фото — завершение произвольного танца.
ЗА ХОРОШИМ СНИМКОМ НАДО ГНАТЬСЯ
Самое обидное, когда находишь красивый фон, а точка съемки оккупирована телевизионщиками. Например, чтобы сделать это фото, пришлось приехать за полтора часа до начала соревнований. Но с удобного холмика меня согнали ровно через 15 минут — бродкастеры запускали с него коптер. Никакое нытье в стиле «еще пять минуточек» не помогло.
Иногда фотография начинает звучать по-другому спустя буквально несколько минут после того, как она сделана. На этом снимке Капризов радуется голу Гусева, благодаря которому игра была переведена в овертайм. О чем он думает в этот момент? Ведь именно он забил золотой гол, принесший нам олимпийское золото.
После больших побед по возможности надо не спускать глаз с чемпионов до тех пор, пока они не уйдут в закулисье. Так получились забавные кадры с Юдзуру Ханю, который является открытым виннипухофилом, или с Евгенией Медведевой и Алиной Загитовой, которые вне соревнований как старшая и младшая сестра, что для спорта высших достижений уникальный случай. Так получился кадр с обнимашками наших дедов Ильи Ковальчука и Павла Дацюка после победы в финале.
ОЛИМПИЙСКИЕ АТЛЕТЫ ИЗ РОССИИ
Пхенчхан-2018 — самая политически окрашенная Олимпиада XXI века. Для меня было важно запечатлеть моменты, связанные с дискриминацией нашей сборной. Помимо этого, на Играх постоянно звучали северокорейские мотивы. По счастливой случайности мне удалось сфотографировать президента МОК Томаса Баха в окружении северокорейских товарищей на трибунах за просмотром фигурного катания.
По картинке эти Игры получились просто бомбическими. Только ленивый фотограф не сделал тут хотя бы один шедевр. Сплошное удовольствие было с утреца просматривать ленты агентств и завидовать белой завистью!
К сожалению, фотографы не видят большую часть Олимпиады. Работая на трассе, наедине (ну почти) с березками, невозможно ощутить накал гонки. Невозможно по-человечески болеть за наших на хоккее и фигурном катании, ведь рука может дрогнуть не вовремя, и кадр будет упущен. Даже скупую слезу пускать не рекомендуется — фильтр «блёр» лучше наложить потом в фотошопе. А ведь грандиозные победы Шона Уайта в хафпайпе, Мартена Фуркада в масс-старте, Ханю в фигурном катании, сборной России в хоккее прочувствовать возможно только в режиме live, проживая этот миг вместе со спортсменом.
Честно, я уже начинаю скучать по этим безумным трем неделям адской работы. Олимпиада — это чертов наркотик.

Понравилось? Расскажи друзьям!

Текст и фото: Мария Плотникова
лучший спортивный фотограф, журналист
Привозит лучшие кадры с Олимпиады.
Instagram: @mplot
Верстка и зависть: Ольга Голованова
ответственная за нативочку, которой в этом материале нет
Привозит вино из командировок.
Instagram: @tough_vaflia_street
Другие лонгриды БигПикчи:
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Не дадим тебе скучать...
...и голодать. Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.

ПОДПИШИСЬ НА нашу рассылку
Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.
© 2018 BigPicture.ru