«Рабыня Изаура»: как первое «мыло» гипнотизировало советских телезрителей
Современный человек, пресыщенный самой разнообразной теле- и кинопродукцией, с трудом может поверить, что какой-то сериал способен полностью парализовать целый населенный пункт. Автор этих строк своими глазами видел сельский магазин, который продавец бросил, не заперев даже дверь. Бояться было нечего — никто все равно не пришел бы воровать. Все население от мала до велика смотрело очередную серию «Рабыни Изауры». И так было по всей необъятной советской стране.
В определенный час улицы и дворы советских городов пустели. Первая в истории СССР «мыльная опера» буквально гипнотизировала людей, заставляя забывать обо всем на свете. Все бросались к «голубым экранам» следить за перипетиями судьбы бразильских плантаторов 19 века и их несчастных рабов.
Для простого советского человека телевидение было настоящим окном в большой мир. Но через щель в «железном занавесе», закрывающем это окно, просачивалось совсем немного. Это были фильмы стран соцлагеря, беспощадно порезанные цензурой французские комедии и перенасыщенные танцами и песнями, но не смыслом, индийские мелодрамы.
Во время перестройки, к радости телезрителей, репертуар пополнили латиноамериканские «мыльные оперы». Как это ни странно, но сериалы появились вовсе не в Бразилии или Мексике, где сейчас их штампуют сотнями. Первооткрывателями этого жанра стали американцы. В США в 30-х годах по радио транслировали радиоспектакли с продолжением.
Основную аудиторию радиошоу составляли домохозяйки. Поэтому в перерывах передач транслировали рекламу моющих средств и косметического мыла. Именно поэтому жанр и получил в народе название «мыльная опера». Люди, жизнь которых не изобилует событиями и новыми лицами, с невероятным интересом следят за коллизиями чужих судеб. Со временем к персонажам длинных запутанных историй так привыкали, что воспринимали их как членов своей семьи.
«Мыло» из телевизора
В 50-х годах эстафету «мыла» у радио перехватило телевидение. К началу 60-х жанр окреп и освоился на телеэкранах и увлекал еще больше публики, чем аудиоспектакли. Один из первых сериалов, вышедших в США, — «Центральная больница». Его начали показывать в 1963 году и сняли 15 тыс. серий! Рядом с этой эпопеей нервно курит в сторонке не только латиноамериканское «мыло» с их сотней-другой серий. Даже великая и бесконечная «Санта-Барбара» с ее 2137 сериями кажется короткометражкой.
Сериал «Рабыня Изаура» сняли не просто по какому-то сценарию, написанному «литературными неграми». В его основе лежит классическое произведение бразильской литературы. Одноименный роман, относящийся к жанру «слезы сердца» написал Бернарду Гимараинс в 1875 году. Он был очень актуальным, ведь до отмены рабства в Бразилии оставалось еще 13 лет.
Столетие спустя, в 1975 году, роман решила экранизировать телекомпания GLOBO. Кстати, до того, как стать сенсацией в СССР, «Рабыня Изаура» имела серьезный успех во многих странах. Но в те времена у нас «мыло» не закупали, поскольку считали такие сериалы низкопробной продукцией для недалекого обывателя. Разве такие люди были в советской стране? Конечно же, нет!
Бразильская диковинка
Бразильская эпопея попала в Союз в 1988 году. До этого она прогремела в братских Венгрии и Польше. Ответственные лица, вздохнув, разрешили показ, отнеся сериал к социальным драмам. Муки истязаемых колонизаторами несчастных рабов должны были вызвать правильные эмоции у советского человека и усилить классовую ненависть к угнетателям. Хотя в конце 80-х уже мало кто об этом задумывался, и многие как раз мечтали «загнивать» и «морально разлагаться» как проклятые капиталисты.
Лента состояла из 15 серий, продолжительностью 1 час и ее показывали в прайм-тайм. Неизбалованная советская публика была очарована «мылом» с первой серии. В Союзе не слишком хорошо знали историю стран Латинской Америки, да и географию, если честно. О Бразилии все знали лишь то, что там протекает река Амазонка — об этом рассказывали в школе на уроках географии. О том, что в этой стране были, как и в США, плантации и рабство, слышали единицы.
Белокожая рабыня-мулатка Изаура сразу стала своей в каждом советском доме. Ее судьба так волновала зрителей, что когда после пятой серии показ прервали, многие запаниковали. В то время узнать, будет ли продолжение, было невозможно. Поэтому бабушки на скамейках и женщины на работе активно обсуждали сюжет и строили предположения о будущем Изауры.
Накал страстей с хеппи-эндом
Для советских телезрителей в сюжете сериала было много странного и непонятно. Донья Эстер, милая и добрая женщина, воспитала Изауру как дочь. Но почему тогда она не дала ей свободу? Как она уживалась с жестоким и грубым супругом — командором Алмейдой? Но больше всего разговоров было вокруг сына плантаторов — Леонсио. Главный антигерой сериала был настоящим вместилищем пороков и то и дело покушался на честь несчастной Изауры.
Ко всеобщей радости, в феврале 1989 года показ продолжили. Страсти накалялись. Мерзавец Леонсио еще сильнее донимал светлокожую рабыню. Не сумев сломить девушку, он отправил ее работать на плантацию. К счастью, португалец Мигель, отец Изауры, помог ей совершить побег. Потом у девушки было недолгое счастье со статным красавцем Альваро, борцом с рабством.
Но в итоге Изаура снова оказалась в руках подонка Леонсио и издевательства продолжились с новой силой. Обещая дать девушке свободу, он вынудил ее выйти замуж за омерзительного садовника. Красавица согласилась, но, к счастью, свадьбу сорвал Альваро. Он прибыл в день свадьбы, чтобы спасти любимую. Пока та мучилась в рабстве, он не терял времени и скупил огромные долги Леонсио.
Все имущество, в том числе и рабы, стали собственностью благородного борца с угнетателями. Все получили свободу, а любящие сердца соединились. Такой вот неожиданный для всех счастливый конец. Да, именно неожиданный, ведь у нас тогда еще не знали, что по закону жанра мелодрама должна заканчиваться хеппи-эндом.
Любимая актриса миллионов
В конце 80-х в СССР никто не знал о существовании бразильской киноиндустрии. Поэтому все до единого актеры мелодрамы были телезрителям неизвестны. После показа «Рабыни Изауры» все изменилось. К исполнителям главных ролей проснулся интерес, и в прессе начали появляться статьи об их жизни. Конечно же, львиную долю славы получила актриса, исполнившая главную роль, Луселия Сантуш.
Актриса родилась в пригороде города Сан-Паулу 20 мая 1957 года. Ее родители никак не были связаны с кино — девочка росла в обычной рабочей семье. С 14 лет Сантуш участвовала в школьных театральных постановках и посещала студию актерского мастерства.
Несмотря на небольшой рост 155 см и скромные внешние данные, Луселия оказалась востребованной актрисой. К 19 годам, когда она сыграла рабыню Изауру, у нее уже был солидный опыт в театре и кино. Роль в «мыльном» сериале стала решающей в карьере актрисы и сделала ее известной во всем мире.
После завершения съемок «Рабыни Изауры» Сантуш буквально завалили предложениями сниматься. Актриса сыграла более чем в 20 сериалах и фильмах, превратившись в звезду латиноамериканского кино. Мало кто знает о том, что Луселия Сантуш снималась и в достаточно откровенных фильмах. Кроме этого, ее фото украшало обложку бразильского Playboy. Говорят, что видели актрису и в фильмах для взрослых.
Несмотря на то, что после показа сериала о судьбе бразильской невольницы прошло много лет, его до сих пор помнят, и любят. Каждый, кто смотрел это «мыло», сразу узнает песню «Унгазун гарунге…» композитора и исполнителя Доривала Каимми, сопровождавшую титры. Есть и те, кто до сих пор называют свои дачи «фазендами» и утверждают, что вкалывают на них как рабы на плантациях. В 2004 году студия GLOBO сняла ремейк сериала, но успех оригинала повторить он не смог.
Смотрите также — 10 самых желанных актрис сериалов 90-х
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!