Луганский Паспорт Александра Чекменева — пронзительный фотопроект
В 1994 году местные власти в городе Луганске, что на востоке Украины, оказалась перед необходимостью в фотографе. Советский Союз только что распался, и, как и все его новые независимые государства, Украина должна была пройти через процесс выдачи новых паспортов для всех своих граждан. А это более 50 миллионов человек. Многие из этих людей были пожилыми людьми, прикованными к постели, и для того, чтобы сделать всем им паспорта, кто-то должен был взять фотокамеру и всех их обойти.
В Луганске один из чиновников знал парня, который знал парня, который работал в местной фотостудии. Его звали Александр Чекменев. Так будущий известный украинский фотограф получил свой первый серьезный государственный заказ.
Возможно, если бы это был кто-то другой, то кроме фотографий 3×4 ничего бы не осталось после этих людей. Ничего, кроме небольших паспортных монохромных портретов на переносном фоне. Но Чекменев преобразил для себя паспортный заказ в глобальное фотографическое изучение жизни и смерти в умирающем Советском Союзе.
В течение целого года Чекменев с несколькими социальными работниками объехали все окрестности Луганска и обошли всех пожилых луганчан. Большинство из них были люди, ровесники революции 1917 года, прошедшие через всю историю социализма и являлись его живым примером и реальным отображением его результатов. Серия работ, получившаяся в результате, была названа «Паспорт». На работы серии трудно смотреть без слез. Убожество жизни и убожество судеб этих людей провоцирует желание извиниться, отвернуться. С каждой фотографией возникает чувство, будто зритель наткнулся на что-то слишком грустное, слишком частное, слишком безысходное. Своим «Паспортом» Чекменев хотел сделать вызов и он у него получился.
Как вспоминает сам фотограф, в Советском Союзе реальные условия жизни всячески скрывались, они были чем-то, по сути, постыдным. На публику и широкое обозрение выдавались выдуманные знаменитости, улыбающийся народ на парадах. Но это не было реальностью, в которой жили миллионы.
В советской догматике идея жертвенности имеет первостепенное значение, однако, вместе с тем, на само страдание налагалось табу. В обмен на прикрываемые страдания советским людям предлагалась идея коммунистической утопии, которая рано или поздно наступит и станет облегчением.
Так что на личном уровне «Паспорт» был задуман как отказ от системы. Отказ следовать по заранее очерченному пути. И фотографии серии выходят далеко за рамки самой политической системы, переходя в плоскость интимного горя и близости смерти.
На одной из фотографий Чекменев показывает женщину, которая купила себе гроб, поставила его на второй ярус двухъярусной кровати, на которой она спала, и села рядом с ним. Ей хотелось сфотографироваться именно с ним. И в этом не было ничего плохого или постыдного, просто в тот момент гроб стал частью ее жизни.
И таких историй, переплетения обычной жизни с явственным присутствием смерти, были тысячи. И на рубеже эпох они никого не удивляли. Для обычных людей единственным способом сохранить рассудок было пожать плечами в момент смерти и улыбнуться страданиям. То есть именно то, что сделал бы любой человек в начале 90-х годов. И только молодой 25-летний фотограф Александр Чекменов постарался выйти за рамки этого массового явления, — он своей фотокамерой обратил внимание на всю нелепость такого положения вещей.
Фотопроект «Паспорт» Александра Чекменева в 1994 году был удостоен 1-го места конкурса Ukrpressphoto, г. Киев, в номинации «Новые имена», в 2000 году победил на европейском конкурсе документальной фотографии в Швейцарии.
Смотрите также — Фотограф высмеял стандартные фото на паспорт: вот какой хаос творится за кадром
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!