Пакистан: Мы много о нем знаем? (14 часть)
Продолжаем рассказ жж-юзера se-boy об увлекательнейшем путешествии в Пакистан: В продолжение темы про конец восьмого чуда света.
4 января 2010 года в долине реки Хунза обрушилась гора. Это случилось само по себе – ни землетрясений, ни каких-либо иных катаклизмов не происходило в этот момент. Сошедший оползень похоронил целую деревню, убив около двадцати человек, засыпал Каракорумское шоссе и перекрыл реку Хунза.
Прибывающая вода довольно быстро поглотила еще несколько деревень, перерезала Пакистану единственную дорогу в Китай. В конце концов вместо полей, домов, шоссе и прочих творений человека образовалось озеро длиной более 16 километров и глубиной около 100 метров. Если перемычку прорвет, множество поселений ниже по течению реки будет уничтожено.
Предыдущие части: часть 1, часть 2, часть 3 , часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, 8 часть, 9 часть, 10 часть, 11 часть, 12 часть, 13 часть.
Подобные истории в пакистанском Кашмире случались в прошлом. Увидев это озеро, я сразу вспомнил рассказ Райнхольда Месснера (перевод мой):
В результате землетрясения, произошедшего в 1840 году, обрушилась западная часть хребта Лихар, входящего в массив Нанга Парбат. Обломки перекрыли долину Инда в самом узком месте, там, где впоследствии был построен Ракиотский мост, и полностью блокировали русло реки. Высота преграды составила около трехсот метров. В апреле 1841 года хан Джаббар, властитель Астора, предупредил правительство Кашмира, что перемычка недолго сможет удерживать прибывающую воду – к тому времени на месте обвала образовалось озеро длиною в 60 километров.
В это же время Раджа Карим, правитель Гилгита, рассылал в деревни ниже по течению реки написанные на бересте предупреждения о случившемся. Однако на предупреждения обоих правителей не обратили внимания. Вскоре дамба не выдержала. Воды озера устремились вниз по долине, смывая все на своем пути и превращаясь в гигантский сель.
Вода несла камни, обломки, деревья, людей и животных. Те, кто не увидел издалека, что случилось, были обречены. Многие люди пытались спастись, забравшись на возвышенности, но это не помогло. Выжили только те, кто успел уйти на склоны гор. Ущерб и жертвы не поддавались исчислению. Сотни акров пахотных земель будто корова языком слизнула. Так женщина с мокрым полотенцем сметает тысячи муравьев…
*** Примечание: Далее при использовании чужих фото указаны имена фотографов.
Когда о происшедшем стало известно властям, в район направили военные вертолеты и технику. Надо было срочно эвакуировать людей и их имущество, так как озеро разрасталось слишком быстро. Но через два дня, опровергая поговорку, что молния дважды в одно место не бьет, в том же самом месте сошел новый оползень. И на этот раз были свидетели.
Стало понятно, что, помимо спасательной операции, нужны ученые. Надо было понять, насколько прочная перемычка. Пока же уровень воды повышался на полметра в день. Вода съедала сушу, и никакой Ной не успел бы построить ковчег.
Виды с вертолета:
В деревнях, к которым вода только подбиралась, мужчины паковали вещи, формировали караваны из осликов (а кто-то и на себе) и уносили пожитки в деревни выше по склонам. Кто успевал и мог, пытался разобрать дома, чтобы вывезти строительный материал. Добротные дома в этой местности строятся годами. Женщины, пока оставалась возможность, собирали погибающий урожай.
В это время в Каримабаде (старое название Балтит) прощались с теми, чьи тела удалось достать из-под обвала.
Вода продолжала подниматься, и многие жители не успели спасти свое имущество.
Однако все течет, все меняется. Похоронены мертвые, живые привыкают к тому, что рядом теперь большое озеро, правительства Китая и Пакистана совместно решили наладить торговлю по единственной дороге, соединяющей обе страны, но построить уничтоженные водой километры шоссе невозможно. И сейчас товары везут то грузовиками, то на лодках.
Однако все не так просто. Когда грузовик с товаром приезжает со стороны Китая (где нет обвала), товары из машин грузят на лодки и везут 16 км по воде. Причем люди, работающие на лодках, самые настоящие камикадзе. Груза надо перевезти как можно больше, и лодки нагружают под завязку.
Лодка пристает к осыпи, где ее разгружают и грузят товар на прицепы, которые по осыпи везут трактора. Только они, джипы и бульдозеры в состоянии ехать по этому нагромождению камней, породы и чудовищно плотной пыли.
Миновав осыпь, трактора с прицепами выезжают на Каракорумское шоссе, груз вываливается на обочины. Далее его перегружают на поджидающие здесь грузовики. При перевозке грузов в Китай все манипуляции проделываются в обратном направлении.
На самой осыпи находиться очень неприятно. Она круто – обрывами – уходит в воду, и озеро ее постоянно подмывает. Мало того, что ноги вязнут в пыли, повсюду в и без того ненадежной лессовой породе видны трещины, в иную может провалиться нога, в иную можно уйти целиком. Трещины идут вдоль всей осыпи, и очередной обвал – дело недалекого будущего. Китайские и пакистанские рабочие живут здесь в адских условиях, бурят скважины, видимо, пытаются определить надежность почвы.
Надо всем этим на ближайшей горе виден свежий срез почвы, откуда сошли миллионы тонн породы.
На ту сторону озера мы не перебирались – не было времени. Быть может, в следующий раз.
Продолжение следует …
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!