Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
Согласно Закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» коммерческие и некоммерческие организации на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет. Под этим термином понимают систему сбора, учета, анализа актуальной и достоверной информации обо всех хозяйственных операциях, имуществе любого юридического лица. От ведения бухучета освобождаются только индивидуальные предприниматели, но при этом они обязаны вести налоговый учет и отчитываться перед государством.
Особенности бухучета НКО разъяснил в своем документе Минфин. В нем перечислены правила, регулирующие эту сферу деятельности, даны дополнительные ссылки на смежные нормативные правовые акты (инф. Минфина России от 24.12.2015 № ПЗ-1/2015).
Некоторые НКО имеют право выбрать упрощенную систему налогообложения (УСН или «упрощенка»), платить меньше налогов, но это не значит, что не будет никаких отчетов. Даже «нулевые» некоммерческие организации, не имеющие доходов и поступлений, должны отчитываться в Минюсте, Налоговой, Росстате и Социальном фонде России.
Значение бухгалтерского учета для НКО
Показатели в бухучете НКО позволяют оценить хозяйственную деятельность общества, ее эффективность, проследить целевое использование средств. Бухучет помогает вести прогнозирование и планирование деятельности, анализировать результаты, определять резервы для развития организации, минимизирую риски. Он выполняет также контролирующую функцию, помогая руководству организации и государству регулировать ее деятельность.
Роль бухгалтерии в некоммерческой организации
Важную роль в некоммерческой организации играет бухгалтерская служба. Она отвечает за:
-
правильный учет средств;
-
соблюдение законодательства и нормативов;
-
своевременное предоставление отчетов контролерам;
-
информационную аналитику;
-
планирование и развитие.
От ее грамотной работы зависит успех деятельности НКО, выполнение уставных целей и задач.
Ведение бухгалтерского учета НКО может организовать собственными силами или передать эту сферу деятельности на аутсорсинговое обслуживание. Специалисты REG-NKO.RU оказывают бухгалтерские услуги для НКО, проводят консультации по всем возникающим вопросам.
Принципы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
Основные принципы ведения бухучета в НКО те же, что и в коммерческих организациях. Всего их 15:
-
автономность,
-
двойная запись,
-
действующее предприятие,
-
объективность,
-
осмотрительность,
-
периодичность,
-
единое денежное измерение,
-
начисление,
-
непрерывность,
-
понятность,
-
значимость,
-
завершенность,
-
сопоставимость,
-
преемственность,
-
конфиденциальность.
Нарушение любого из принципов ведет к ошибкам в учете и отчетности, неэффективной работе НКО. Соблюдение всех пунктов — важное условие успешной хозяйственной деятельности предприятия.
Специфика составления отчетности в некоммерческих организациях
Когда бухгалтерия НКО составляет отчетность, она руководствуется законом о бухучете, инструкциями Минюста, Росстата, ФНС, СФР.
Количество отчетов зависит от сферы деятельности и от того, какое налогообложение себе выбрала НКО — упрощенку или основную систему налогообложения (ОСН). И даже некоммерческие организации, у которых не было поступлений, должны отчитываться за нулевую отчетность. В общем виде НКО сдают отчеты:
-
о движении денежных средств;
-
прибылях и убытках;
-
изменениях капитала;
-
бухгалтерский баланс с пояснительной запиской к нему.
Кроме этого, некоммерческой организации нужно отчитаться о полученных средствах и их целевом использовании. НКО заполняют отчеты о налогах, прибыли, об использовании имущества. Декларации по НДС и бухгалтерскую отчетность некоммерческие организации сдают только в электронной форме. Также НКО в обязательном порядке подают отчеты о страховых взносах в ПФР, отчитываются о персональных данных сотрудников.
Важность аудита и контроля в некоммерческих организациях
Все НКО проводят аудит бухгалтерского учета в установленные сроки. Такие проверки проходят в обязательном порядке, в соответствии с законодательством или по инициативе руководства организации. Основные цели аудита – проверка достоверности и выявление ошибок в учете, минимизация налоговых рисков, штрафных санкций. Часто аудит проводят при подготовке к участию в тендерах, для привлечения грантов, пожертвований.
Организация учета доходов и расходов в НКО
Учет доходов и расходов НКО имеет ряд особенностей в сравнении с аналогичными процессами в коммерческих фирмах. В НКО необходимо разделять, относятся ли расходы и доходы к уставной деятельности (некоммерческой) или к предпринимательской, проводимой с целью получения дохода, который впоследствии будет направлен на основные цели.
Есть специальные разъяснения Министерства финансов по вопросам учета доходов и расходов НКО. В документе содержится перечень законодательных актов, инструкций по ведению бухгалтерского учета (информация Минфина России от 24.12.2015 № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций»).
Налоговые аспекты бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
Некоммерческим организациям положены определенные льготы, закрепленные законодательно. Они освобождаются от уплаты некоторых видов налогов, уплачивают страховые взносы по пониженным ставкам, предоставляют меньшее количество отчетности и заполняют ее в сокращенном варианте.
Как и коммерческие структуры, НКО могут выбрать одну из двух систем налогообложения: обычную и упрощенную. Второй вариант предоставляет больше льгот и преимуществ при исчислении сумм налогов и страховых взносов.
Сотрудники REG-NKO.RU помогут НКО разобраться в нюансах ведения бухгалтерского и налогового учета, организации аудита, заполнении отчетности и в других вопросах деятельности организации. Команда из 50 практикующих экспертов решит любые вопросы, возникающие в процессе работы некоммерческой организации.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!