Основатель Noventiq и Softline Игорь Боровиков: как ИТ-компаниям выходить на международные рынки
В биографии Игоря Боровикова поворотным моментом стало основание компании «Софтлайн» в 1993 году. Это было одно из первых в России предприятий в ИТ-сфере. Игорь Павлович Боровиков изначально держал курс на масштабирование и экспансию — эти стратегии стали основополагающими после выхода компании на международный рынок. Результат стратегического подхода налицо — компания Noventiq, продолжающая дело Softline, имеет свои филиалы в Азии, Африке, Латинской Америке и в других странах, сотрудничает с десятками тысяч компаний различного масштаба и направления.
Чем занимаются компании Softline и Noventiq
Год рождения Игоря Боровикова — 1964. Окончил факультет кибернетики и математики в МГУ, учился в аспирантуре. После ухода из Академии Наук Игорь Боровиков принял судьбоносное решение — заняться бизнесом. И хотя первоначально в штате «Софтлайн» было задействовано только 10 человек, планы у руководства были самые амбициозные.
Компания занималась поставками софта научного назначения. Постепенно список поставщиков расширялся — знаковым событием стало партнерство с гигантом ИТ-индустрии Microsoft. Компания Softline стала первым официальным дистрибьютором лицензионного ПО корпорации.
В 2002 ключевой стратегией на ближайшие годы стало расширение бизнеса и выход на новые рынке. Филиалы компании открылись в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах России. К 2008 компания вышла на международный рынок — офисы заработали в Грузии, Казахстане, Беларуси, Турции, Аргентине, Венесуэле, во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии, Монголии. Развивающиеся ИТ-рынки стали приоритетным направлением Softline.
Приобретение компании InfoSecurity — еще один важный стратегический шаг. Успешное освоение отрасли кибербезопасности компания продолжает по сей день, предлагая надежную защиту цифровых активов корпоративным клиентам.
К концу 2020 года Softline получает статус сначала глобального, а затем золотого партнера Microsoft и поставляет лицензионные продукты компании в десятки стран мира. Крупнейший европейский центр обработки данных был открыт в Беларуси.
После открытия офиса в Лондоне партнерами компании становятся флагманы ИТ-индустрии — Apple, IBM, Oracle, HP. Первичное размещение акций на Лондонской бирже произошло в 2021 году. Это позволило значительно усилить позиции на рынке.
В 2022 году бизнес разделился на внутренний — Софтлайн и международный — Noventiq. Игорь Боровиков покинул Совета директоров Softline и занялся новым проектом.
Сейчас Noventiq Игоря Боровикова — это многопрофильная ИТ-структура, которая ведет свою деятельность в нескольких направлениях. Это цифровая трансформация бизнеса, информационная безопасность, облачные сервисы и аппаратное обеспечение. Клиенты Noventiq — более 80 000 компаний в Азии, Африке, Южной Америке, на Ближнем Востоке .
В журнале для предпринимателей Entrepreneur вышла статья, в которой Игорь Боровиков рассказал о важнейших факторах для выхода ИТ-компаний на международный уровень.
7 важных факторов для выхода компаний на международный рынок
Экспансия бизнеса в другие страны — ответственный и смелый шаг для предпринимателей. Необходимо сделать тщательные расчеты и предпринять важные шаги, прежде чем ожидать выгоды от такого решения.
Основатель Softline и Noventiq Игорь Боровиков призывает обратить внимание на 7 важных факторов, от которых зависит успех бизнеса в новых условиях.
Рынки и тренды
В каждой стране своя специфика рынка. Даже в соседних странах по причине культурной или иной специфики могут возникнуть неочевидные проблемы, которые вполне реально просчитать заранее. Если проигнорировать актуальные сведения, вы рискуете остаться без рынка сбыта. Может случиться так, что тренд, на который вы сделали ставку, уже прошел через регион. Или наоборот — местный рынок еще не готов к нововведениям, которые вы предлагаете.
Экономика
Необходимо обязательно учитывать экономическую ситуацию в регионе, где вы планируете расширяться. Ваш продукт может быть качественным и передовым, но у потенциальных клиентов просто не будет свободных средств на его покупку. Даже доступный по цене продукт должен быть в первую очередь конкурентоспособным на новом рынке.
Политика
Для бизнесмена самое мудрое решение — это избегать политики вообще, но игнорировать этот фактор полностью не получится. Политическая ситуация может повлиять на продажи, хотите вы этого или нет. Планируя экспансию, нужно учитывать, какие настроения преобладают в обществе. Например, страны, где правительство вводит определенные ограничения экономического плана, могут стать проблемными в плане реализации продуктов и решений.
Регистрация бизнеса
Прежде чем планировать расширение, досконально изучите вопрос, как получить разрешение на легальную деятельность в стране. Если это сложный процесс, на который уйдут месяцы времени и огромные суммы денег, возможно бизнес в этой стране вовсе окажется нерентабельным.
Юридические нюансы
Лучше выбирать наиболее лояльные к зарубежным предпринимателям регионы, чем воевать с системой, которую не особо интересует сторонний бизнес. Возможно, проще будет действовать полностью онлайн, чем открывать физические представительства.
Конкуренция
Выход на рынок, который в той или иной степени контролируется местными компаниями, может быть проблематичен в плане рентабельности. Целесообразнее выбрать регионы, где конкуренция минимальна или ниша вообще еще не занята локальными игроками. В индустрии ИТ такая ситуация вполне возможна — передовые продукты, технологии и решения появляются регулярно и освоить их все местные игроки просто не успевают.
Рабочая сила
Компетентные и заинтересованные в результате сотрудники могут стать ключевым фактором успеха. Многие услуги в ИТ-сфере можно оказывать онлайн, но обойтись полностью без присутствия работников на месте невозможно. Планируя расширение, поинтересуйтесь, достаточно ли в регионе квалифицированного персонала с нужными вам навыками. Чем меньше финансов и времени уйдет на обучение, тем быстрее вы добьетесь нужного результата.
Итоги
К советам Игоря Боровикова стоит прислушаться. В свое время он не просто вывел на международный рынок две крупные ИТ-компании, но и сделал их лидерами бизнеса. Noventiq и Softline Игоря Боровикова — бренды, которые пользуются доверием клиентов во всем мире благодаря передовым продуктам и грамотно выстроенной модели бизнеса.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!