«Омерзительная восьмерка» Тарантино — ремейк советского фильма 1934 года
Мало кто знает, но новый фильм Тарантино — это ремейк советской картины 1934 года, называвшейся «В сугробах».
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Авторами сценариями были Иосиф Прут («Тринадцать») и Михаил Ромм, хотя последний лоск на текст навел Виктор Шкловский. Режиссером фильма был Борис Барнет («Дом на Трубной», «Окраина»).
Действие ленты происходит в декабре 1920 года где-то на Урале.
Доблестный сотрудник харьковской ЧК по имени Семен Саенко в исполнении Михаила Жарова («Медведь», «Петр Первый», Анискин) через всю страну везет на суд в Харьков левоэсеровскую бомбистку Веру Калюжную в исполнении Ады Войцик («Сорок первый», «Дом на Трубной»).
Он планирует предать ее суду по месту ее особо кровавого преступления против советской власти.
На заснеженном перевале их сани-волокуши, которыми управляет кучер-старообрядец (Владимир Уральский: «Окраина», «Броненосец «Потемкин»», «Поднятая целина»), останавливают.
На дороге стоит одетый не погоде в мундир кавалериста бронепоезда Троцкого красный комиссар по имени Мойша Голощекин. Он просит подвезти его до ближайшей заимки, так как приближается метель.
Саенко вспоминает его по давнишнему разговору о собственноручном письме Ленина, в котором вождь называет Голощекина своим личным другом и хвалит за храбрость.
Роль Голощекина блистательно исполнил лауреат Ленинской премии Леонид Любашевский («Яков Свердлов», «Вихри враждебные»).
Затем на той же дороге они подбирают Митрофана Щуся — казака, сына войскового старшины Всевеликого войска Донского.
По его словам, он раскаялся, перешел на сторону советской власти и теперь следует по месту своего назначения, в Ростовскую область, где ему обещают должность директора колхоза. Это — первая роль Петра Глебова («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
На заимке, вопреки ожиданиям, их встречает не гостеприимная хозяйка, хохлушка Горпыня в исполнении Эммы Цесарской («Тихий Дон», «Когда казаки плачут», «Вражьи тропы»), а неожиданно разнородная компания.
На хозяйстве вместо Горпыни остался угрюмый Магомет (Владимир Зельдин).
У камина сидит Врусилов, отставной генерал царской армии и, кажется, белоэмигрант, возвратившийся на родину, чтобы найти могилу сына, погибшего при отступлении Колчака.
В его роли снялся эмигрант Александр Вертинский, согласившийся на участие в проекте ради обещанного возвращения на родину (в итоге оно состоялось лишь в 1940-е).
Особо приветливо путников встречает немец — Петер Рейснер, неожиданно элегантный для этих мест — в исполнении Андрея Файта («Тринадцать», «На дальних берегах»).
Он оказывается германским коммунистом-интернационалистом, переехавшим в Советскую Россию по идеологическим соображениям. По неожиданному совпадению он также следует в Харьков, так как получил назначение в местную прокуратуру.
В углу мрачно пьет самогон простецкий загонщик из байкальских степей (Борис Андреев — «Трактористы», «Сказание о земле Сибирской»).
Особо стоит отметить небольшую, но решающую роль Николая Черкасова («Иван Грозный», «Александр Невский»), впервые в жизни сыгравшего отрицательного персонажа (Подпольщик).
Ситуация обостряется из-за подозрений Саенко, что бывшие соратники его арестантки по партии левых эсеров могут попытаться отбить ее. Он считает, что среди людей, оказавшихся вместе с ним в убежище, скрываются сообщники Веры.
Запоминается музыкальный эпизод, в котором эсерка, случайно обнаружив в доме гитару, чтобы разбавить атмосферу, поет песенку «С одесского кичмана».
Сталину фильм не понравился (в том числе и из-за того, что персонажи, сражавшиеся во время Гражданской войны по разные стороны, оказываются уравнены в своей жестокости). На экраны не вышел и сгинул в хранилище в Белых Столбах. Долгое время он считался утраченным, однако в 1990-х годах был обнаружен его 15-минутный отрывок, переданный в Музей кино. Увы, после увольнения Наума Клеймана с должности директора музея и прихода на это место человека, который придерживается другой концепции развития, эта единица хранения снова оказалась утерянной.
В 1990-е ремейк этой ленты (опираясь на тетради Виктора Шкловского) планировали сделать соавторы Луцик и Саморядов, однако в итоге они отказались от этого проекта. Однако их наработки легли в основу блистательного фильма «Окраина» 1998 года.
Смотрите также: Омерзительно прекрасная «Омерзительная восьмерка»
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!