Один за всех: откуда выезжают локомотивы
Нет на свете человека, который бы не пользовался железной дорогой — самым романтическим способом передвижения. Как может не нравиться мощь локомотива? Но за каждой романтикой и каждым стыком бесконечных дорог стоят люди, а мы можем только догадываться о сложном механизме железной дороги, благодаря которому происходят все наши путешествия, интересные встречи и, если немного отвлечься от романтики, перемещения тонн товаров и грузов.
Чтобы поезда ходили по расписанию, а грузы доставлялись в нужные точки, железная дорога должна работать как часы. А любой механизм требует периодической диагностики и иногда ремонта. Вот как раз этим и занимаются депо. Сегодня есть шанс понять, как работает одно из них — сервисное локомотивное депо Волхов (подразделение ООО «ТМХ-Сервис» филиала «Северо-западный»). Здесь обретают новую жизнь локомотивы и по сей день живы традиции железнодорожного дела.
История депо
Началом эксплуатации считают 1905 год, когда было построено паровозное веерное депо на станции Званка. В нем производился подъемочный ремонт паровозов Ов, Од, Щ*. Здесь уже тогда трудилось 200 человек. С появлением более мощных паровозов менялась и структура депо, нужно было идти в ногу со временем. Несмотря на значительные разрушения во время Великой Отечественной войны, депо заработало уже в начале 1945 года. Постепенно паровозы на железной дороге сменились на тепловозы. С 1962 по 2000 год коллектив депо освоил все виды тепловозной тяги, существовавшие в системе Министерства путей сообщения СССР. А в конце 2000 года приписной парк локомотивного депо Волховстрой стал меняться с тепло- на электротягу. Было принято решение о реконструкции депо — строительстве нового цеха по проведению ремонта. В 2005 году его закончили и провели капитальный ремонт цеха эксплуатации. В 2007 году завершена капитальная реконструкция ремонтно-механического цеха.
С февраля 2009 года было осуществлено разделение локомотивного депо Волховстрой на ремонт и эксплуатацию.
*Ов — товарный паровоз серии «О», получивший в народе ласковое прозвище «овечка»; Од — выпускались с 1897 по 1903 год всеми паровозостроительными заводами Российской империи; Щ (в просторечии «щука») — паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся в Российской империи и Советской России с 1906 по 1918 год.
Как «оживают» локомотивы
Что же такое ремонтное локомотивное депо? Здесь проходят полную диагностику и ремонт приписанные электровозы. У каждого цеха свои задачи, но их решение в комплексе и дает тот результат, благодаря которому локомотивы переходят на следующий этап своей жизни. Кажется, что здесь работают люди, которые действительно влюблены в железную дорогу. Иначе не получается: от их рук зависит долговечность и безопасность электровоза.
Немного о цехах
Цех среднего ремонта
Здесь электровоз полностью разбирают для диагностики и ремонта каждого узла. Локомотив разбирается прямо как конструктор. Цех располагает соответствующими участками: стойловая часть, где производится сборка разборка электровозов; тележечный участок, электромашинный участок и участок сборки-разборки КМБ, а также стойло диагностики, оснащенное современными лазерными и электронными диагностическими приборами.
Есть вспомогательные участки — ресурсосбережения, ремонта компрессоров, электроаппаратный, автотормозной, роликовый, гасителей колебаний.
Контроль осуществляется из центра управления ремонтом. Сюда стекается информация о ходе работ, наличии запасных частей и расположении локомотивов на стойлах и тракционных путях депо. Каждую операцию контролируют (так происходит в любом цехе). Диспетчер наблюдает за процессом ремонта отдельных локомотивных узлов и систем. Это для того, чтобы в случае отклонения от заданного сетевого графика своевременно корректировать рабочий процесс.
Электроаппаратный цех
В цехе осуществляется ремонт 35 видов электрических аппаратов (основных деталей электровоза).
Цех текущего ремонта электровозов
В цехе существует норма — около 80 электровозов в месяц. Весь парк электровозов распределяют между ремонтными бригадами. Каждой бригаде подгоняются только постоянно закрепленные локомотивы.
Электромашинный цех
Одно из основных подразделений цеха среднего ремонта электровозов. На участке производится текущий ремонт более 1000 электрических машин в год. В марте 2016-го здесь внедрили цеховую комплексную систему контроля качества ремонта. С помощью ультразвукового оборудования производят глубокую пропитку изоляции, чтобы увеличить срок эксплуатации электрических машин, исключив трудоемкие операции демонтажа и ремонта магнитной системы. Раньше такие процедуры проводили только на заводе.
Какое депо без токарного цеха? Нет таких!
Станочное оборудование, которое установлено здесь (4 токарных, 4 фрезерных, 3 шлифовальных станка, а также вертикально-сверлильный, поперечно-строгальный), позволяет производить необходимые запасные части прямо в депо, что сильно снижает общую стоимость ремонта. Хороший токарь ценится в любом производстве, а уж в железнодорожной отрасли и подавно.
В ремонтный комплекс входят сборочно-разборочный, тележечный, колесный, электромашинный участки. Средний ремонт выполняется на трех стационарных позициях, оборудованных электродомкратами и площадками для входа в электровоз и выхода на крышу. Демонтированные узлы локомотивов направляются передаточными тележками и автокарами на разборку и в моечный комплекс. Далее узлы передаются в специализированные ремонтные отделения и участки.
Депо обслуживает весь Северо-Запад, а это значит, что электровозы, которые мы часто видим на наших перегонах и путях, наверняка побывали в опытных руках мастеров из депо в Волхове. Здесь до сих пор хранят традиции лучших железнодорожников, мастеров своего дела, любят свою работу и делают все, чтоб мы, романтики железной дороги, оставались такими еще долгое время.
Смотрите также: Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!