«Нынешним пилотам такого поступка не понять»: лучшая гонка в истории «Формулы-1»
Человек любит составлять списки. Персона года, главный кинозлодей в истории, топ-100 самых уродливых автомобилей мира. В разложенном по полочкам виде информация не только лучше усваивается, но и со стороны выглядит привлекательнее. Другое дело, что объективности в таких подборках немного. Как, в самом деле, можно решить спор между Pontiac Aztec и Ssangyong Rodius? Кто же главный Квазимодо в истории автомобиля?
Или вот по делу. Первый Гран-при «Формулы-1» состоялся на трассе «Сильверстоун» в 1950-м. В этом году «Большому цирку» исполнилось 67 лет. Разве можно в огромнейшем списке из 971 гонки — да-да, статистика знает все — найти самую-самую? Столько ярких побед, столько грандиозных сражений. А сколько трагедий.
Разумеется, каждый имеет право на собственное мнение, но если бы была только одна попытка на 971 вариант — то это Гран-при Италии 1956 года. Гонка, события которой не то что невозможно повторить, современное поколение пилотов и болельщиков, возможно, даже не сможет понять, что вообще произошло.
Источник: ЖЖурнал/trunkmonkeys77
В первый осенний уик-энд 1956-го в «Монце» решалась судьба чемпионского титула F1. Накануне Гран-при Италии, последнего старта сезона, реальные шансы на первенство сохраняли два пилота. Лидировал великий Хуан-Мануэль Фанхио — уже на тот момент трехкратный чемпиона мира. На счету аргентинца, в том году защищавшего цвета Ferrari, числилось 30 очков. Его ближайшие преследователи — не знающий страха француз Жан Бера из Maserati и молодой англичанин Питер Коллинз, также защищавший красные цвета «Гарцующих жеребцов», — отставали на восемь очков.
Правда, учитывая, что в зачет чемпионата мира шли только пять лучших результатов сезона, Бера уже не претендовал на титул. А вот Коллинз — вполне. Преимущество Фанхио на первый взгляд более чем солидное, особенно учитывая прежнюю систему начисления очков: 8-6-4-3-2-1, плюс 1 очко за лучший круг в гонке. Но не забываем про правило «пять лучших результатов из восьми». Получалось, копилку Хуана-Мануэля в «Монце» могли пополнить лишь места на подиуме. При любом другом результате и, разумеется, победе Коллинза чемпионский титул уходил к конкуренту.
Естественно, в Ferrari постарались сделать все, чтобы обеспечить необходимый результат. «Скудерия» выставила на Гран-при Италии шесть заводских автомобилей. Помимо основных пилотов команды, уже упомянутых Фанхио, Коллинза, а также итальянцев Луиджи Муссо и Юджинио Кастелотти, быстрые и надежные Lancia Ferrari D50 получили в свое распоряжение испанец Альфонсо де Портаго и немец Вольфганг фон Трипс, дебютировавший на трассах Гран-при. В Maserati ответили на это двумя с иголочки новыми экземплярами своего знаменитого 250F для Жана Бера и Стирлинга Мосса. Кроме того, нельзя было сбрасывать со счетов и гонщиков команды Vanwall — британцы построили очень быструю, правда, пока еще крайне ненадежную машину.
Квалификация прошла под диктовку Ferrari. Право стартовать из первого ряда завоевали сразу три красных автомобиля, причем лучшее время показал именно Фанхио, в очередной раз доказавший, что он не только великий стратег вне трассы, но и чрезвычайно быстрый пилот. Десятикилометровый круг аргентинец преодолел за 2 минуты 42,6 секунды.
Питер Коллинз — конкурент Хуана-Мануэля в борьбе за чемпионский титул — довольствовался местом лишь в третьем ряду. Единственный неприятный эпизод для Ferrari в квалификации — странная авария новичка фон Трипса. Молодой немец только привыкал к новой машине и новой трассе, как неожиданно улетел в Curvа Grande — первом повороте после старта — на скорости выше 200 километров в час. Причем вылетел во всех возможных смыслах — пилота буквально вышвырнуло из кокпита. К счастью, Вольфганг отделался легким испугом, синяками и шишками.
Однако именно забетонированные виражи представляли серьезную угрозу для покрышек. Всего через несколько кругов в предельном боевом режиме чудовищные центробежные силы на пару с грубоватым бетонным покрытием начинали расслаивать протектор, что грозило неприятностями покруче внепланового пит-стопа. Причем бельгийские шины Englebert, установленные на Ferrari, сопротивлялись этому адскому абразиву гораздо хуже, чем Pirelli, Dunlop и Avon, которые использовали конкуренты.
С первых же метров после старта пара итальянских петушков умчалась вперед, отчаянно сражаясь друг с дружкой и совершенно забив на осторожность. Не прошло и пяти кругов, как их «энгльберы» запросили пощады. Даже с трибун было видно, как на бетонном бэнкинге от покрышек отслаиваются куски протектора. Лидеры с ходу заскочили в боксы, но, переобувшись, вернулись на трассу только во втором десятке.
«Резиновые» страдания «Скудерии» продолжались. На шестом круге не выдержала задняя покрышка на Ferrari де Портаго. Испанца развернуло, после чего он медленно направился в сторону боксов. Вскоре почти тот же номер повторил Кастелотти — даже новые шины не выдерживали бездумного испытания профилированными виражами «Монцы».
Сам аргентинец как мог берег шины, держась поблизости от лидеров — «Мазерати» Стирлинга Мосса и «Вэнуолла» Харри Шелла. Хуан-Мануэль единственным из пилотов Ferrari смог сохранить покрышки — Коллинз к тому моменту тоже уже побывал в боксах — и, казалось, уверенно приближался к четвертому титулу. Как вдруг незадолго до середины дистанции машина под номером 22 зарулила в боксы. Замена шин? Нет, с машиной аргентинца случилось нечто худшее — поломка правого рулевого рычага. Неприятность, которую невозможно устранить за несколько секунд.
Фанхио расстегнул шлем и грустно присел поодаль от машины, вокруг которой, словно куча муравьев, сновали механики. Его шансы на титул уже не выглядели столь радужными. Ведь Коллинз был, пожалуй, единственным пилотом Ferrari в том сезоне, кто по скорости, а главное — рассудительности, мог поспорить с Фанхио. В подтверждение тому англичанин, довольно осторожно начавший гонку, ближе к ее экватору выбрался на третье, а потом и на второе место. Еще немного напора, еще чуточку удачи — и жизнерадостный Питер станет чемпионом.
Впрочем, оставалось еще одно средство. В те годы в «Формуле-1» активно использовался каршеринг. Если у кого-то из пилотов ломалась машина, то, согласно регламенту, он мог буквально по ходу гонки сменить товарища по команде за рулем другого автомобиля. В таком случае заработанные экипажем очки поровну делились между двумя спортсменами.
Когда в боксы Ferrari за новой порцией «энгльберов» в очередной раз нырнул Луиджи Муссо, итальянца попросили (именно попросили, никаких командных приказов) уступить место за рулем для Фанхио. Но Луиджи решительно помотал головой и, переобувшись, умчался на трассу.
Он так и не успел стать чемпионом.
Смотрите также: Фотограф снял «Формулу-1» на столетнюю камеру
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!