Носи Свое
Мы побеседовали с Алексеем Дюжаковым, возглавляющим компанию по производству и продаже трикотажных изделий «НосиСвое!», чья продукция доставляется во все регионы нашей страны. Цель фирмы – не только удовлетворить потребности клиентов, но и способствовать возрождению отечественной легкой промышленности.
Алексей, ваша компания на отечественном рынке занимает действительно уникальное место: ведь сам по себе российский трикотаж сейчас стал редкостью. Расскажите, пожалуйста, как возникла сама идея такого производства и какие этапы развития прошла ваша компания?
Все началось около 15 лет назад, а может раньше, когда я начал ездить в Турцию и заниматься «челночным» бизнесом, который оказался на тот момент очень быстрым и эффективным способом заработать. Продавал халаты, футболки, свитера, водолазки. В 1998 году грянул кризис, курс доллара вырос в три раза и вещи, которые я предлагал, оказались слишком дорогими для большинства российских потребителей. После этого я обратился к внутреннему производству и нашел здесь в качестве бизнес-партнера фабрику в городе Кимры на реке Волга, в 150 км от Москвы. Оказалось, не всё делают в Турции или Китае. Вот так потихоньку это и доросло до того, что есть сейчас.
15 лет назад для нас существовали только рынки, а не модные торговые центры. Но с течением времени мы шли к цивилизованной торговле. Рынки куда-то девались, и каждый раз это было для меня шоком, потому что в те времена было непонятно, что делать, если у тебя нет такой торговой точки. Закрытие рынков привело к тому, что у нас остался только офис, а развитие Сети привело к идее интернет-магазина, так как аренда помещения неоправданно дорога. Потом начал расширяться и штат для его обслуживания. До этого нам хватало трех человек, а сейчас у нас, помимо рабочих на производстве, девять сотрудников. Также мы регулярно привлекаем фотографа, дизайнера сайта, программиста 1С и дизайнеров для создания коллекций.
В какой момент стало увеличиваться количество фабрик, с которыми вы сотрудничаете? Начиналось ведь всё с одной?
Число производств наращивалось постепенно, органически. Ведь у каждой фабрики – свой уникальный почерк. Кто-то специализируется на «швейке», швейной продукции (футболки, толстовки), у кого-то лучше получается толстый трикотаж, у кого-то – тонкий, у некоторых детский, а у других – женский. Наш бизнес позволяет сочетать продукцию разных фабрик и предлагать потребителю оптимально составленные коллекции.
А качество этих коллекций и определяет качество трикотажа. Полотна какого типа производятся на ваших фабриках? И чем отличаются вязальные машины, которые вы для этого используете?
Трикотаж, как известно, – понятие растяжимое 🙂 Существует немалое число переплетений трикотажного полотна: «кулирка», репс, ластик, жаккард… И мы, в отечественной традиции, как раз делаем упор на чередование различных типов переплетения – это как сочетание нот в музыке, создающее определенную мелодию.
Что касается вязальных машин, на российском производстве они представлены преимущественно лишь двумя моделями: это немецкая STOLL и японская SHIMA SEIKI. Китайские наши товарищи сейчас умело копируют и то, и другое, предлагая их по цене в несколько раз меньше, но со своими минусами: параметр «наработка на отказ» оставляет желать лучшего. Машины делятся на так называемые классы, от 2,5 до 18 и выше – цифра означает количество иголок на дюйм. Наибольшим распространением пользуются 7, 10, 12 классы. Чем выше класс, тем тоньше готовое изделие.
Насколько нам известно, вы используете турецкую пряжу. Почему не отечественную?
Да, мы используем в настоящее время турецкую пряжу, короткое время пробовали итальянскую. Раньше закупали российскую, но за последние пять лет производство пряжи у нас сократилось практически до нуля. Такие гиганты индустрии как, например, Московская шерстопрядильная фабрика, делают качественную шерстяную пряжу, еще есть Пехорская фабрика, недорогая курская пряжа, хорошее производство есть в Белоруссии. Однако этим всё и ограничивается, соотношение цена-качество, к сожалению, в большинстве случаев себя не оправдывает. Кроме того, и выбор пряжи за рубежом сейчас больше.
Когда я был лет десять назад в фабрике на границе с Турцией, меня поразили масштабы производства пряжи: уже тогда это был совсем другой уровень. А пока будем ждать, когда наше государство изменит свою политику в отношении легкой промышленности. Я в этом плане оптимист.
Думаю, все основания для оптимизма имеются, учитывая уникальность вашего производства: вы производите само трикотажное полотно, а не просто шьете из него одежду. Для нашей страны это редкость, обычно трикотаж закупают за границей, чаще всего в Китае – там низкие цены и огромный выбор. Чем же ваши преимущества перевешивают плюсы зарубежных закупок?
Если бы плюсы так уж сильно перевешивали, мы бы стали лидирующими игроками на рынке, но мы скорее нишевые его участники. Мы на рынке уже 15 лет и имеем возможность и опыт, чтобы тонко отслеживать, какие модели ближе к потребителю и которые по каким-либо причинам проблематично заказать из Китая. Если бы в нас не было ничего уникального, мы бы разорились, а значит изюминку потребитель находит. А вот какую именно – пускай останется интригой.
Возможно, особый дизайн – как раз одна из таких особенностей. Есть ли у вас собственный дизайнер, разрабатывающий фасоны одежды?
Дизайнер есть на каждой фабрике. Также мы организовываем регулярные поездки по выставкам. Изучаем собственные модели прошлого и позапрошлого года – какие удачные, какие не очень –сравниваем их с новыми поступлениями и с обновлениями у конкурентов, с тем, что сейчас носят люди на улице в Европе. Так мы пытаемся сложить некий паззл. Если всё сложилось удачно – следующий год будет удачным. А если очень удачно… 🙂
Дизайнеры, конечно, привносят свое видение, однако продавать нужно то, что хотят люди. Между тем и другим бывают большие противоречия. В этом и есть суть нашей работы – уравновесить то, что видит дизайнер, что хотим мы, что ожидает заказчик.
Сам Алексей успевает заниматься не только работой: силы ему дарит спорт, а именно различные виды марафонов. В прошлом году он пробежал 250 км по пустыне в ходе марафона де Сабль в Марокко. Спорт, по его словам, помогает развивать позитивное отношение к жизни и оптимизм.
Планируется ли в ближайшем будущем обновить линейку одежды, чтобы она привлекала более молодую аудиторию? Ведь сейчас цвета, фасоны и оформление, например, платьев или вискозных моделей вряд ли, как нам кажется, привлекут современную девушку.
Да, конечно, можно сделать «пилотные» модели и посмотреть, заинтересует ли это аудиторию: например, сделать уже имеющиеся у нас женские модели размером 40-42-44. Женщины у нас разные, хорошие, красивые, а хорошего человека должно быть много, поэтому сейчас наш размерный ряд начинается с цифры 46. Но дело в том, что наш продукт – нишевой, а конкуренция в молодежной именно женской одежде является максимальной. Идти в эту сферу – как на минное поле. Поэтому молодежную коллекцию мы пока не готовы представить, на данный момент это слишком рискованно.
Вообще, наша целевая аудитория – молодые женщины, которые недавно вышли замуж и, возможно, имеют маленьких детей, сидят с ними дома, а потому ищут одежду в Интернете для мужей, для детей и для себя. Ассортимент больше всего ориентирован как раз на мужей. Таков собирательный образ человека, на которого мы делаем коллекцию.
Конечно, говоря о молодежной одежде, мы имеем в виду не только размеры, но стиль, так что, возможно, будем запускать подобные линейки в обозримом будущем.
Будем с нетерпением этого ждать. Кстати, а часто ли обновляются коллекции? Или может, вы принципиально придерживаетесь позиции отхода от трендов, следуя приведенному на сайте девизу «надел и пошел»?
Наш девиз, прежде всего, о том, что это очень практичный трикотаж, который можно надеть по любому случаю. Поэтому эта концепция особенно близка для мужчин. Такая одежда не должна сильно мяться, ее не нужно часто стирать, гладить, она немаркой расцветки, не слишком теплая и не холодная. Эти качества мы и пытаемся совместить в наших изделиях.
Модели на сайте обновляются регулярно, а фабрики, с которыми мы сотрудничаем, еще регулярнее делают новые вещи, поэтому мы и представляем обновления сразу коллекциями. Например, за февраль у нас появилось порядка 50 новых моделей, в марте планируется добавить около 30, новая волна обновлений пойдет с июля и далее осенью и зимой – это время наших любимых свитеров с оленями, и так далее.
Появится ли в ассортименте трикотажное нижнее белье?
Нижнее белье – не такая массовая продукция как то, что мы предлагаем сейчас, и неизвестно, оправдаются ли вложения. Но этот вариант мы рассматриваем, особенно если окажется, что это востребовано в нашем регионе. Мужское белье точно в ассортименте будет.
А существует ли возможность заказать у вас само трикотажное полотно со своим рисунком и определенного цвета – по личному проекту? А целую линию одежды?
Да, безусловно, мы ведем работу на заказ, для этого достаточно хотя бы примерно знать, что вам нужно. Мы встретимся с клиентом, обсудим образцы и разработаем коллекцию. По такой схеме мы работали даже на масштабных государственных проектах!
Раз есть правительственные заказы – значит, на качество точно можно положиться. Но для обывателя, пожалуй, изюминка всего вашего ассортимента – футболки с картинами Ложкина и Копейкина. Как началось сотрудничество с этими художниками?
У Владимира Маслова, совладельца интернет-магазина «Носисвое!», нашего розничного отделения, есть друг Алексей Куделин, он же Вася Ложкин. И когда мы предложили эту идею, Вася сказал, что с предложениями разместить картины на футболках к нему приходило столько людей, что причин отказать он не видит. Но я знал непосредственно как делается одежда, поэтому идея не просто повисла в воздухе, а действительно была реализована. Через месяц мы уже отдали Васе образцы в нужных размерах, и маэстро благословил нас на дальнейшие подвиги. В каком-то смысле это наиболее патриотичная наша продукция. Затем началось сотрудничество и с Николаем Копейкиным, он был настроен так же. Так развивалось это направление.
Кстати о патриотизме: почему на вашем логотипе изображен белый медведь?
Логотип у нас в цветах российского флага, а медведь – это символ России, и являлся он таковым не одну сотню лет. Логотип с юмором отражает наше название – в мешке медведь явно несет свое 🙂 Мы хотели вызвать ассоциации, связанные с тем, что это наше, родное, ведь это именно русский медведь, а не гризли или панда.
Вы уже довольно давно на рынке. Были ли кризисы, спады в производстве, и с чем они были связаны?
Основной кризис был в 2008 году – как известно, всеобщий. Контракты приходилось закрывать по убыточной стоимости, коллектив мне сохранить удалось, но год мы работали в убыток. До этого был, конечно, еще и 1998 год, когда фактически всё было потеряно, но это дало возможность начать работу с чистого листа. Безусловно, бизнес всегда – занятие напряженное, в котором всегда «немного кризис». Зато это приучает всегда быть начеку.
А когда был пик продаж?
Отвечу, как в «Собачьем сердце»: «Главное событие вашей жизни у вас впереди!» Надеюсь, что пик еще будет, хотя и сейчас все хорошо – ведь у нас есть работа, есть дело, которое нужно развивать, и планы, которые хочется воплощать.
Штат у вас немногочисленный, это обычно подразумевает сплоченность. Какие отношения складываются в коллективе, общаются ли сотрудники вне работы?
Наши сотрудники – люди спокойные и позитивные, все праздники мы проводим за общим столом, у нас даже есть одно любимое место в Москве, где мы регулярно отмечаем Новый год. Это уже стало хорошей традицией. Коллектив слаженный и способен решать задачи, которые ставит нам время.
Слаженный коллектив – определенно один из факторов успеха. Но, к сожалению, не везде все так хорошо с трикотажем и отечественной одеждой вообще. Что, по-вашему, в первую очередь мешает развитию текстильной промышленности в России в целом?
Здесь на самом деле все очень просто. У руководства нашей страны еще не было времени обратить внимание на легкую промышленность, так как больше занимаются тяжелой и, конечно, другими государственными вопросами. Я полагаю, что когда или если будет решено, что легкая промышленность нужна, будут введены более жесткие методы контроля на таможне, будут установлены какие-то квоты на продукцию из-за рубежа, и тогда волшебным образом все появится и здесь. Тогда, возможно, те же турки или китайцы приедут руководить производством сюда, заказав японские станки и наняв на работу наших мастериц.
Во-вторых, такое может случиться при сильной девальвации национальной валюты – еще сильнее, чем сейчас, – и после такого шока станет экономически нецелесообразно везти товары из-за рубежа, а выгоднее делать здесь. Говорю это спокойно, потому что все мы пережили 1998 год. Понятно, что точно так же не будет, но та шоковая девальвация дала импульс, благодаря которому и стала понемногу развиваться легкая промышленность. Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее.
Получается, ваши принципы – оптимизм и осмотрительность?
Можно и так сказать. На тему оптимизма: как-то купили с другом исследование РБК на тему трикотажного рынка, и буквально на второй странице там было сказано, что в России заниматься этим бизнесом нецелесообразно. Это я прочитал два года назад. Мы тогда с Владимиром пытались на всякий случай диверсифицировать бизнес и завели пчел. Мед получили, но с точки зрения покрытия расходов – не выгорело. А с трикотажем тем временем дела обстоят вполне неплохо.
Что ж, надеемся, что процесс и дальше пойдет в гору, а возможные кризисы только сыграют вам на руку. Будем вместе смотреть в светлое будущее и гордо носить только свое 🙂 Алексею и его команде мы желаем творческих успехов, новых горизонтов и еще больше патриотизма и оптимизма.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!