Нефасадный Петербург: вид с воды
Все мы привыкли, что набережные Санкт-Петербурга являются визитной карточкой города, в который из года в год устремляются толпы туристов. А открыточные виды с разведенными мостами, дворцами на Неве знакомы, наверное, каждому школьнику. Но все мы понимаем, что Петербург — это не только прекрасный исторический центр, на который можно любоваться вечно, но и город, который работает, живет и развивается.
«Нефасадный Петербург: вид с воды» — экскурсия с участием нескольких экспертов по градостроительству и архитектуре — состоялась в рамках VI Форума «Будущий Петербург». Маршрут, разработанный генеральным директором института «Урбаника» Антоном Финогеновым, составил более 20 километров, и Бигпикча смогла увидеть непарадные виды города, расположенные на берегах Невы и ее многочисленных рукавов и притоков.
Наш путь начался от Арсенальной набережной, вдоль Свердловской набережной, Малоохтинской набережной, затем, развернувшись под Большеохтинским мостом, мы отправились в обратном направлении вдоль Смольной набережной, далее по рекам Большая Невка и Малая Невка направились в Невскую губу Финского залива. По ходу экскурсии эксперты давали свою оценку увиденному. Все сошлись во мнении, что у города есть большой потенциал для развития, но, к сожалению, этот потенциал практически не использован. Но обо всем по порядку.
1. Большеохтинский мост, или мост императора Петра Великого, соединяет исторический центр города с районом Малая Охта.
2. Бизнес-центр Eightedges, проект которого был разработан лондонским архитектурным бюро Николаса Гримшоу, достаточно гармонично вписался в исторические здания на Малоохтинской набережной.
3. Охтинский мыс.
4. На другом берегу Смольный квартал. Здесь ведется активное строительство.
5. Комплекс жилых зданий на Свердловской набережной получил диаметрально противоположные оценки любителей и экспертов. По мнению обывателей, это некрасивые здания советской эпохи, не несущие никакой эстетической ценности, а вот эксперты сказали, что это одна из самых гуманных застроек набережных, так как есть достаточно большой отступ от воды и озеленение.
6. Рядом с ЖК «Платинум» компания RBI возводит дом, в архитектурный ансамбль которого будет вписана Водонапорная башня бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры. Приятно, когда не сносят хорошие старые постройки.
7. БЦ «Феникс» на территории бывшего станкостроительного завода имени Свердлова.
8. На набережной Робеспьера также можно увидеть, как в новый антураж была вписана башня Главной водонапорной станции. Но этот жилищный комплекс повторил типичные ошибки застройщиков — ни сантиметра под озеленение и пешеходные зоны.
9. Следственный изолятор «Кресты» доживает свои последние денечки на Арсенальной набережной. В Ленинградской области строится новое здание для следственного изолятора. Что же разместится в освобожденных исторических зданиях, еще не решено, возможно, это будет креативный кластер, возможно — деловой.
10. Прямо напротив «Крестов» на набережной Робеспьера расположился Первый элитный дом Санкт-Петербурга. Ведь вид на воду — это первый критерий дорогой элитной недвижимости Питера. Интересно, как нравится жильцам вид из окна?
11. Литейный мост. Большой дом на Литейном (неофициальное название здания, в котором находится управление ФСБ по Петербургу и Ленинградской области).
12. Далее наш маршрут свернул в правый рукав дельты Невы — Большой Невки вдоль Пироговской и Выборгской набережных.
13. На этих набережных мы увидели территории бывших промышленных зон. Большинство заводов прекратили свою деятельность и превратились в бизнес-центры.
14. Несколько лет назад инициаторы проекта преобразования Выборгской стороны строили достаточно амбициозные планы — превратить ее в современный офисный квартал.
15. Бизнес-центр «Нобель» в прошлой жизни был инженерно-лабораторным корпусом завода «Русский дизель». Сегодня от старого здания остались лишь несущие колонны и перекрытия.
16. Бизнес-центр «Гренадерский» занял два полностью реконструированных заводских корпуса, выходящих фасадами на Выборгскую набережную.
17. Но преобразование промзоны в деловую никак не коснулось набережных с точки зрения эргономики.
18. И небольшое расстояние между зданиями и водой, если оно есть, занято машинами.
19. МФК Riverside.
20. Проплывая вдоль набережных реки Малая Невка, мы увидели много объектов элитной жилой недвижимости. И, к сожалению, большинство из них отдаляют набережные от пешеходов.
21. Хотя, по мнению экспертов, если девелоперы отдадут первую линию у воды под общественные зоны, то этим не просто улучшат инфраструктуру своих проектов, но и смогут приумножить прибыль за счет увеличения этажности зданий и их протяженности.
22. Но, увы, пока это немногие осознают. На фото — Лазаревский мост на Крестовский остров.
23. Еще одной причиной огорчения экспертов градостроительства являются вот такие надземные пешеходные переходы, которые не только плохо справляются со своей функциональностью, но и откровенно уродуют набережную.
24. По мере отдаления от центра в сторону залива всё более явно видно, что отличительной чертой застройки территорий, прилегающих к воде, становится укрупнение.
25. Так, если раньше это были отдельные жилые дома, потом жилые комплексы, то, входя в акваторию Невской губы Финского залива, мы увидели целые жилые кварталы.
26. «Зенит Арена» — знаменитый долгострой Санкт-Петербурга. Располагается арена на месте стадиона имени С.М. Кирова. Автором проекта одного из самых дорогих футбольных стадионов в мире был японский архитектор Кисё Курокава.
27. ТРК «Питерленд» и ЖК «Золотая Гавань».
28. Парк 300-летия Санкт-Петербурга.
29. Парк был заложен в 1995 году для увековечения юбилейной даты — 300 лет со дня основания города. Ранее на его месте располагались бросовые земли, периодически подвергаемые затоплению. К 2003 году территория парка была благоустроена, проведены берегоукрепление и засыпка грунта.
30. По мнению экспертов, сформировать новый облик Петербурга с воды в ближайшее время смогут завершение строительства стадиона на Крестовском, строительство сразу двух вантовых мостов на участке ЗСД, Морской фасад и проект общественно-делового комплекса «Лахта-центра».
31. Общая площадь застройки «Лахта-центра» составляет 400 тысяч квадратных метров, под здания общественно-делового значения отведено более 50% площади всей построенной недвижимости. Треть участка займут зеленые зоны и социально-культурные объекты. Парк 300-летия Санкт-Петербурга найдет свое продолжение на набережных Лахта-центра.
32. Визуализация проекта «Лахта-центр», на который эксперты градостроительства возлагают большие надежды.
33. На территории разместятся детский образовательный центр, медицинский центр, планетарий, современный спорткомплекс, парки и скверы, общественная площадь и торговые зоны, рестораны, а также амфитеатр с видом на залив.
34. «Перенос башни-небоскреба с Охтинского мыса на Лахту — это несомненный выигрыш для города. Выводя за пределы центра крупные многофункциональные проекты, Петербург получит возможность разбить свою моноцентричную систему», — говорит Михаил Хазанов, вице-президент Московского союза архитекторов, профессор МАРХИ.
35. Набережная «Лахта-центра» растянется на 8 км.
36. Временное здание, в котором сейчас строится «Полтава» – копия первого парусного судна Российской империи, построенного в свое время Петром I. После завершения строительства корабль расположится на восточной границе земельного участка «Лахта-центра» и будет открытым музеем.
37. Строительство комплекса завершится в 2018 году.
38.
39. Возвращались в центр города мы по реке Малая Нева, набережные которой совсем не радовали глаз. Глядя на захламленные и заброшенные прибрежные зоны, очень хочется надеяться, что прогнозы и ожидания экспертов сбудутся, и Петербург будет и с моря подтверждать свой статус самого красивого города на Балтике. Коим он и является. Доказательство — фото ниже 🙂
40.
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!