Насильно милой не будешь, или Когда на Руси парней заставляли жениться против воли
Мужчины, не торопившиеся связать себя узами брака, были во все времена и среди любых народов. Какими высокими бы ни были на Руси семейные ценности, но убежденных холостяков хватало и у нас. Правда, не всем удавалось сохранить свой статус и «нагуляться» вдоволь — иногда женили насильно и случаев таких было немало. В каких случаях наши предки вели парней «под венец» против их воли, да еще и с нелюбимой девицей?
Женитьба «по залету»
Совращение девушки и ее беременность — одна из самых распространенных причин насильно женить на ней парня. При этом следует уточнить, что в языческие времена такая ситуация не заботила мужчину и его родню — проблема полностью ложилась на плечи забеременевшей и ее родителей.
В дохристианский период женили «по залету», только если девица принадлежала к благородному роду, например, княжескому. Но в таком случае многие парни, особенно из небогатых семей, и сами были не против такой выгодной партии. Если же кавалер ценил свободу выше денег и привилегий, то его могли вразумить и родители, иногда вожжами или жердью.
С принятием Русью христианства вопрос женитьбы из-за «интересного положения» девушка перешел из материальной сферы в область этики и морали. Родня совращенной девицы, деревенская старшина и священнослужители нажимали на гуляку и его семью, вынуждая жениться.
При этом, оказывая давление, оперировали как карами, типичными для земной юдоли (порицание, телесные наказания, изгнание и даже суд), так и абстрактными небесными — отказом во входе в райские врата, куда распутникам и совратителям путь заказан. Когда-то люди были настолько не испорчены, что воспринимали все эти угрозы всерьез.
Доля крепостная
Все мы знаем, что крепостных в России за людей не считали и эти люди были полной собственностью своего господина. Конечно же, барин мог распоряжаться на свое усмотрение и личной жизнью своих рабов. Распространена была практика, когда управляющий просто приводил крестьян к барину, выстраивал их парами, а хозяин давал формальное добро на бракосочетание. Список передавали священнику и тот венчал пары, образованные случайным образом или по прихоти помещика.
Известный русский писатель Александр Николаевич Радищев писал о таких насильственных браках с отвращением, как о первобытной дикости. По его мнению, крепостные «властью господина… влеклись на казнь», так как часто женили людей, неприятных друг другу и брак такой расторгнуть по своей воле было невозможно.
Немецкая путешественница Фанни Тарнов, посетившая Россию в 17 веке, утверждала, что русские помещики женили своих крепостных исключительно из «эстетических побуждений», компонуя пары по росту, возрасту или просто, опираясь на собственную интуицию. Чувства во внимание почти никогда не принимались, поэтому среди «подлого люда» были распространены супружеские измены, семейное насилие и даже убийства.
«Дети мои, паруйтесь друг с другом!»
Пожелание «пароваться», высказанное одним из героев советской комедии «За двумя зайцами» как нельзя лучше иллюстрирует прагматичный подход к женитьбе, свойственный имперским властям России. Власть имущих совершенно не заботило людское счастье — их интересовало лишь увеличение численности, которое давало крестьян, солдат и поселенцев.
Такой подход практиковал губернатор Астрахани и по совместительству владелец тысяч крепостных Артемий Петрович Волынский. Крупный государственный чиновник и богатый рабовладелец поступал «благородно» — чтобы заохотить крепостных мужиков создавать семьи, он давал за девицами приданое — от 2 до 5 рублей. Деньги по тем временам не шальные, но солидные.
Кое-где мотивировали «пароваться» не таким человечным способом. Некоторые помещики, не желая сами назначать пары, просто переводили «засидевшихся в девках» крепостных крестьянок на самые тяжелые работы. В зону риска попадали те, кому исполнилось 19-20 лет — пограничный возраст для замужества. Дополнительно могли еще и оштрафовать родителей, не заботившихся о будущем дочки.
Великий русский полководец граф А. В. Суворов, весьма близкий к простому народу, чтобы увеличить девицам вероятность выйти замуж, волевым решением снизил брачный возраст своих крестьянок до 15 лет. Точно неизвестно, дала ли положительный результат такая хитрость графа.
Как мы видим, быть девицей на выданье и ее родителями было на Руси непросто. Поэтому не удивительно что, пытаясь пристроить дочку, простые люди шли на самые разные ухищрения. Часто девушка сама соблазняла парня и затаскивала его в рощу или на сеновал, а в самый ответственный момент заявлялась родня со свидетелями, чтобы зафиксировать факт развращения и заставить мужчину жениться.
Договорной брак
В старые времена женить против воли могли и исходя из материальных соображений. Иногда, особенно после эпидемий, войн и голода, семьи, попавшие в бедственное положение, отдавали своих юношей в примаки. Их женили на девушках из зажиточных семей, где были деньги и крепкое хозяйство, но не хватало мужских рук.
Это был способ не только устроить жизнь сына, но и выжить самим. Часто такой примак, работая в чужом хозяйстве, помогал своей родне. Договорные браки заключались после составления документа — договорного письма, в котором оговаривались детали. Часто условием было то, что после смерти родителей жены муж-примак становился полноценным хозяином имущества семьи или его части.
Письма такого типа защищали мужчину от претензий на собственность других родственников супруги, например, ее братьев. Очень часто этот документ имел внушительный объем и содержал десятки пунктов на все случаи жизни. Это было важно, ведь мужчина, проработав в чужой семье много лет, мог оказаться из-за одной оплошности в письме ни с чем.
Спасение от армии
В старые времена в армии служили долго и беспокойно, поэтому вполне объяснимо, что было много желающих избежать солдатской участи. Да и крестьянская семья была не в особом восторге от потери крепких мужских рук на 25 лет. И это еще если повезет и солдатик вернется со службы живым и здоровым.
Вариантов избежать армии было немного и один из них — женить потенциального новобранца на некрасивой дочке зажиточного односельчанина или вдове с детишками. В этом случае все опять происходило на договорной основе — отец непрезентабельной невесты платил откупные за зятя и создавалась новая, пусть и не совсем добровольная ячейка общества. А в армию в таком случае шел менее удачливый и обеспеченный односельчанин.
Отцовская немилость
Мог заставить непутевого сына жениться отец, боявшийся, что прервется род или что не на кого будет оставить хозяйство. Такой вариант принудительного брака получил особое распространение на рубеже 18-19 столетий, когда в России начали появляться первые зажиточные крепостные семьи. Реже встречался такой подход к созданию семей и среди знати, особенно там, где сын был единственный наследник.
Царь-реформатор Петр I издал указ, который запрещал венчать пары без обоюдного согласия. При этом сам государь, как это часто бывает, на закон свой наплевал и своей волей женил царевича Алексея на немецкой принцессе Шарлотте Кристине, которая ко всему прочему была еще и протестанткой. Государь Петр Алексеевич женил сына, следуя дипломатическим соображениям, но суть осталась та же — Алексей Петрович стал жертвой отцовских прожектов.
Конечно, насильно женить можно было не каждого. Некоторые строптивые сыновья активно противились отцовской воле. В таких случаях в дело шли разные способы убеждения, начиная от банальных уговоров и рукоприкладства, заканчивая «тяжелой артиллерией» — лишением наследства и даже самым страшным — отцовским проклятием.
Последнее звучит не слишком страшно, но два-три столетия назад проклятый сын превращался в изгоя, лишившегося поддержки семьи и нередко земляков. Такому парню была одна дорога — в солдаты или матросы, куда добровольно шли совсем уж пропащие люди.
Смотрите также:
45 откровенных фактов о русском народе,
5 опричников Ивана Грозного, оставшихся в истории,
7 занятных фактов о Древнем Египте, которые вы могли не знать
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!