Монфокон — ужас средневекового Парижа

0

Нетрудно догадаться, что смертная казнь через повешение во все времена являлась наиболее популярным способом казни. Быстро, надежно, а главное доступно — повесить человека можно на любом достаточно высоком предмете или конструкции, которые смогут выдержать вес тела.

Но в Средние века, когда вешали много и со вкусом за малейшую провинность, требовалось нечто более прочное, вместительное и наглядное, чем сук дерева или балка с опорой. Так появился парижский Монфокон — самая большая и жуткая виселица в истории человечества.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №1 - BigPicture.ru

Монфокон: ад на окраине Парижа

Полное название этого ужасающего места — Gibet de Montfaucon. Виселица была построена на возвышенности, и ее название отсылает к двум вещам: mount — гора, и faucon — сокол. Другое объяснение связано с владельцем земли, графом Фокон, который великодушно предоставил участок под строительство. Как бы то ни было, Монфокон стал орудием устрашения, служившим французским королям почти четыре столетия.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №2 - BigPicture.ru

Король Франции Филипп IV Красивый

Никто не знает точной даты, когда на северо-западе Парижа появилась жуткая колоннада. Известно лишь то, что возвели Монфокон в 13 столетии по указанию короля Филиппа IV Красивого, которого в народе за глаза называли Железным. Король был крут нравом и вешал недругов, провинившихся подчиненных, преступников и просто бродяг направо и налево.

Зачем Парижу понадобилась гигантская виселица?

Основным местом казни простолюдинов являлась в те времена Гревская площадь, расположенная у причалов речного порта Сены. Площадь не всегда справлялась с нагрузкой, а так как в Средние века предпочитали не снимать висельников сразу, то запах гниющих тел разносился по жилым и торговым кварталам. Монфокон был призван «разгрузить» Гревскую площадь и заодно избавить городские власти от необходимости избавляться от трупов, которые по закону того времени нельзя было ни отдавать родственникам, ни по-христиански хоронить.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №3 - BigPicture.ru

Гревская площадь Парижа. В центре хорошо видны виселицы

Так появился «комбинат смерти» Gibet de Montfaucon, конструктором и куратором строительства которого был советник короля Ангерран де Мариньи. Здесь нужно сделать отступление и упомянуть, что сам месье де Мариньи, спустя несколько лет после завершения работ, стал «клиентом» этой огромной виселицы, что немало позабавило парижан.

Гигантская машина для казней

Виселица представляла собой сооружение близкой к кубу формы, с высотой 12 м и сторонами по 14 м. На высоком каменном фундаменте расположились по трем сторонам в форме колоннады, 16 массивных столбов из плохо отесанного камня, которые были перекрыты в три яруса каменными балками.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №4 - BigPicture.ru

Таким образом Монфокон напоминал трехэтажное здание без перекрытий и оконных переплетов, вместо которых в проемах висели на цепях казненные. Сходство со зданием усиливала дверь в цоколе сооружения, за которой находилась лестничная клетка для обслуживания ярусов с висельниками. Вход и лестница занимали четвертую, не имеющую колонн сторону виселицы.

В основании Монфокона располагался так называемый оссуарий — колодец, предназначенный для утилизации тел. Провисев положенное время на цепях, тело снималось помощниками палача и сбрасывалось в оссуарий. Таким образом решалась проблема захоронения. Время от времени, когда колодец заполнялся останками, его чистили. Ключ от массивных дверей Монфокона был всего один и его хранителем являлся городской палач.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №5 - BigPicture.ru

Монфокон в культуре

Именно этот колодец Виктор Гюго сделал местом прощания Квазимодо и Эсмеральды:

«Спустя полтора или два года после событий, завершивших эту историю, когда в склеп Монфокона пришли за трупом повешенного два дня назад Оливье ле Дена, которому Карл VIII даровал милость быть погребенным в Сен-Лоране, в более достойном обществе, то среди отвратительных человеческих остовов нашли два скелета, из которых один, казалось, сжимал другой в своих объятиях».

Одновременно Монфокон мог «обслужить» 50 человек, а при необходимости даже 90. Проблема свободного места решалась просто — приговоренных к смерти вешали по два в ячейке. Иногда, во времена войн и восстаний, не хватало и этого, поэтому спустя несколько лет поблизости появились две обычные виселицы, дополняющие основной комплекс.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №6 - BigPicture.ru

Если учесть, что Монфокон располагался на меловом холме, господствующим над округой и никогда не пустовал, его можно было считать не только орудием казни, но и отличным агитационным инструментом, предостерегающих парижан и приезжих от компромиссов с законом. Над виселицей постоянно кружили вороны и даже на привыкших к смерти жителей средневекового Парижа она производила сильнейшее впечатление.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №7 - BigPicture.ru

Конец эпохи виселиц

Невероятно, но Gibet de Montfaucon служил королям Франции верой и правдой почти четыре столетия. На старинной гравюре с изображением казни королевского казначея в 1527 году, хорошо видно, что от величественного Монфокона в XVI веке осталось совсем немного, но его все еще активно эксплуатировали. Последняя казнь на этой виселице, представляющей практически руины, состоялась в 1629 году. Старый добрый Монфокон поизносился так, что стал опасен не только для бунтарей, воров и еретиков, но и для самих палачей.

Фотография: Монфокон — ужас средневекового Парижа №8 - BigPicture.ru

Казнь казначея короля Франциска I Жака де Бона, барона Самблансе, 12 августа 1527

Несколько десятилетий, не самых спокойных в истории Франции, всем было не до жуткой конструкции на околице Парижа, а затем появилась гильотина, решающая вопрос за доли секунды и не требующая дорогостоящего обслуживания. Монфокон, пришедший в полный упадок, вскоре оказался в черте городской застройки. Вероятнее всего, граждане Республики эпохи Просвещения тяготились видом из окон на покрытую мхом колоннаду с обрывками цепей, и в конце XVIII века виселицу окончательно разобрали.

Сегодня на месте Монфокона раскинулся живописный парк Бют-Шамон в XIX округе Парижа. Но если копнуть вглубь истории, можно представить, какие мрачные события происходили здесь всего несколько веков назад.

Как думаете, правильно ли сносить такие памятники прошлого, или их нужно сохранять как напоминание о жестокости истории?

Смотрите также:
Poena cullei или «казнь в мешке»: самое суровое римское наказание,
Альберт Пирпойнт — последний палач Империи,
Подруги, котенок, знание иностранных языков: за что в Средневековье современную женщину могли сжечь

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Жуткая тайна фотографии семьи Лоусон

Жуткая тайна фотографии семьи Лоусон

Жизнь за колючей проволокой: Шокирующие секреты Звездного городка

Жизнь за колючей проволокой: Шокирующие секреты Звездного городка

Почему в СССР не боялись клещей

Почему в СССР не боялись клещей

Новые посты

Почему американцы стирают в прачечных, а не дома?

Почему американцы стирают в прачечных, а не дома?

Отражения в тему и не очень

Отражения в тему и не очень

30 архивных фотографий, которые вас обязательно поразят

30 архивных фотографий, которые вас обязательно поразят

Каких женщин хотели мужчины в 1904 году

Каких женщин хотели мужчины в 1904 году

В День Победы: 35 знаменитых снимков Великой Отечественной войны

В День Победы: 35 знаменитых снимков Великой Отечественной войны

21 жизненный урок от Марка Твена

21 жизненный урок от Марка Твена

Доблесть русских защитников Отечества в воспоминаниях немецких захватчиков

Доблесть русских защитников Отечества в воспоминаниях немецких захватчиков

15 шокирующе реалистичных картин

15 шокирующе реалистичных картин

20 впечатляющих фото послевоенного Берлина с высоты птичьего полета

20 впечатляющих фото послевоенного Берлина с высоты птичьего полета

Настоящая Америка в работах мэтра жанра пин-ап Джила Элвгрена

Настоящая Америка в работах мэтра жанра пин-ап Джила Элвгрена

Как делать фото в стиле National Geographic: 7 ключевых правил от Боба Холмса

Как делать фото в стиле National Geographic: 7 ключевых правил от Боба Холмса

10 странностей, с которыми вы столкнетесь в Германии

10 странностей, с которыми вы столкнетесь в Германии