Блоховка, помандер и другие загадочные аксессуары прошлого
Испокон веков люди стремились быть красивее… Древние египтяне первыми начали наносить макияж, древние римляне научились красить ткани, чтобы сделать одежду разнообразнее. Еще недавние наши предки румянили щечки с помощью свеклы и наводили брови углем. И все они обязательно использовали аксессуары, будь то браслеты, кольца, диадемы или простые брошки и заколки.
Большинство таких украшений нам знакомы и понятны, так как спустя века, в видоизмененном виде, они дошли и до нашего времени. Но есть такие аксессуары, которые навсегда остались в прошлом, поэтому об их предназначении можно только догадываться. Вот некоторые из них.
Фибула
Этот предмет служил не только украшением, но и имел вполне конкретную функцию. С конца бронзового века фибулы широко использовались и мужчинами, и женщинами вместо пуговиц. Эти приспособления крепились на края одежды и помогали удерживать их вместе.
Фибулы были разных форм и размеров. Довольно часто они являлись своего рода «опознавательным знаком» для представителей разных профессии и семей. В Средние века фибулы постепенно начали вытеснять привычные нам пуговицы. По происшествии времени данный аксессуар постепенно стал использоваться в качестве броши, а затем вообще эволюционировал в известную всем английскую булавку.
Блоховка
Этот некогда популярный среди аристократов аксессуар представлял собой шкурку пушного зверька, украшенную искусственной головой и лапами из золота. Дополнительными украшениями служили драгоценные камни, например, рубины и алмазы. Носили блоховку на плече или на поясе, исключительно с целью продемонстрировать роскошный образ своей обладательницы. Несмотря на то что мода на них исчезла в начале 17 века, в 19 веке интерес к ним возродился, хотя и в измененной форме.
Термин «блохоловка» появился лишь в 1894 году, благодаря австрийскому офицеру В. Бехайму, который предположил, что эти меховые аксессуары использовались для привлечения блох с тела их хозяев. Но эта версия не нашла подтверждения. Некоторые животные, например куницы, в средневековых представлениях ассоциировались с символом непорочного зачатия, что делало эти украшения талисманами для женщин, желающих стать матерями.
Шатлен
Шатлены, аксессуары, известные со времён Средневековья, достигли пика популярности в 19 — начале 20 века, выполняя не только практическую, но и эстетическую функцию. Изначально шатлен представлял собой пояс в виде цепочки с дополнительными зажимами, но которые крепились различные нужные мелочи: ключи, печати, ножницы и даже кошелек.
Некоторые шатлены изготавливали из золота и инкрустировали драгоценными камнями. Такие аксессуары носили как мужчины, так женщины. Мужчины обычно использовали их для карманных часов, а женщины — для флакончиков духов, швейных принадлежностей и небольших кошельков. Для дамы шатлен символизировал статус и власть хозяйки дома, обладающей всеми ключами от ценностей. В Викторианской Англии шатлены преобразились в держатели юбок, позволяя элегантно удерживать юбку на нужной высоте, что было особенно актуально в 1870–1890-е годы.
Кольцо Гиммель
Кольцо Гиммель — это разновидность колец-головоломок, которые были популярны в начале 15 века. Как правило, они использовались на свадьбах и помолвках: одно кольцо надевал жених, второе — невеста. В редких случаях было третье кольцо, которое отдавали свидетелю.
Особенность таких колец заключалась в том, что они могли соединяться в одно целое. Если в сложенном виде кольца образовали рукопожатие, они представляли собой разновидность кольца Феде — символа дружбы.
Глазной портрет
Глазной портрет или, как его называют, «портрет любимого» — пожалуй, одно из самых романтичных украшений, существовавших когда-либо. Своей популярностью оно обязано английскому королю Георгу IV. Однажды монарх так влюбился во вдову Марию Фицгерберт, что решил сделать для нее экстравагантный подарок… В качестве знака внимания он отправил даме небольшой портрет с изображением своего глаза.
Таким образом король «убил» сразу двух зайцев: продемонстрировал вдове свою любовь и в то же время остался анонимным, так как отношения с уже побывавшими замужем женщинами тогда не приветствовались.
Помандер
«Помандер» в переводе от французского «душистое яблоко». И это название буквально передает суть некогда популярного аксессуара. Это своеобразный металлический круглый контейнер (реже в форме черепа), который наполняли различными травами и благовониями.
Такие украшения носились поверх одежды и служили для маскировки неприятного запаха. Кроме того, считалось, что аромавещества внутри помандеров способны защитить человека от инфекционных болезней.
Атур
Атур или Эннен — это сложный головной убор, который носили женщины в эпоху Средневековья. Вы часто могли видеть его на старых портретах. Это конусообразная «шапочка» внушительной длины, покрытая шелком или другой дорогой тканью.
Делали атур из жесткой бумаги или прочного накрахмаленного льна. Конус «шапочки» обычно делали из китового уса или метала. Практической ценности у этого головного убора не было никакой, тем не менее, его очень любила знать. С помощью атура они подчеркивали свой статус, поэтому считалось, что чем выше он, тем более важный человек его носит. Например, у придворных дам могли быть атуры по 50 см, а у принцесс — по 1 метру и выше.
Портбукет
Еще 200 лет назад этот необычный аксессуар был у каждой дамы высшего света. Портбукет представлял собой маленький футляр для цветов, который носили в руках или крепили к платью.
Считается, что первые портбукеты появились еще при Людовике XIV. Тогда наряды стали украшать не только золотом и драгоценностями, но и живыми цветами. И чтобы эти цветы не завяли, их нужно было держать в воде. Так и появились маленькие емкости для жидкости, в которые можно было поместить букет.
Горгера
Это украшение вы также могли видеть на старинных портретах. Вычурный воротник из кружева или гофрированной ткани появился в гардеробе у модной знати в начале 16 века. Сначала он был открытым спереди и, в общем-то, не очень широким. Но со временем горгера трансформировалась из скромного элегантного украшения в причудливый аксессуар, охватывающий всю шею.
К середине 17 века горгеры уступили место привычным нам отложным воротникам. Но, что интересно, этот аксессуар все же сыграл свою роль в истории — он дал толчок распространению столовых приборов, ведь есть без них в таком воротнике было попросту невозможно.
Корабли в волосах
Еще одна диковинка тех времен, вызывающая много вопросов. A-la Belle Poule — высокая женская прическа, буквально представляющая собой корабль в волосах. Придумала прическу известная королева-модница Мария-Антуанетта вместе со своим придворным парикмахером, а назвали ее в честь фрегата Belle Poule.
Это хоть и не совсем аксессуар, но и просто прической ее назвать довольно сложно. Дело в том, что далеко не у каждой дамы хватало волос, чтобы соорудить из них фрегат на голове. Поэтому для возведения таких сложных фигур использовали различные подручные материалы: проволоку, валики из шерсти, тюль, накладные волосы и так далее. Не всегда «корабли» были кораблями: иногда на головах модниц тех времен можно было наблюдать «вазы с цветами», «ветряные мельницы», «клетки с птицами» и все, на что хватало фантазии.
Смотрите также — 7 проклятых драгоценностей, которые приносили хозяевам несчастья
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!