Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына

0

Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман в начале 2021 года заявил о грандиозном проекте. На северо-западе страны планируют построить линейный город The Line, длиной 170 км. В нем не будет производств и транспорта, влияющих на экологию. Таким образом выбросы углерода будут стремиться к нулю. Принц подает идею линейного города как нечто уникальное, но она появилась еще в 19 веке. Линейный город есть даже в России — это Волгоград. В чем принцип таких городов и почему именно его выбрали саудиты?

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №1 - BigPicture.ru

Концепция линейных городов зародилась во второй половине 19 столетия. Ее отцом стал испанский инженер и философ Артур Сориа-и-Мата. В 1878 году он с несколькими единомышленниками основал компанию Tranvía de Estaciones y Mercados, занимавшуюся проектированием и строительством трамвайных линий.

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №2 - BigPicture.ru

Артур Сориа-и-Мата

Фирма Сориа-и-Мата к 1880 году соединила в Мадриде несколько рынков и вокзалов маршрутами конных трамваев. Спустя время автор проекта с удивлением заметил, что вдоль трамвайных линий начали селиться люди. При этом не все места подходили для жизни из-за отсутствия коммуникаций или естественного рельефа. Основной причиной, побуждающей горожан обосновываться в таких районах, стала близость к транспортной магистрали, обеспечивающей простое перемещение в любую часть Мадрида.

По сути, это были трущобы, но Сориа-и-Мата был уверен, что если провести к ним водопровод и канализацию, построить больницы, магазины и парки, то они превратятся в приличные городские кварталы, где не откажется жить ни один мадридец со средним уровнем доходов.

На основе своих наблюдений за развитием таких районов инженер создал концепцию линейного города, которую запатентовал в 1883 году. Испанец предлагал строить большие города вдоль одной центральной транспортной артерии, которую будут пересекать под прямым углом улицы. На этих улицах должны располагаться жилые дома, фабрики, коммерческие и общественные здания.

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №3 - BigPicture.ru

Проект линейного города Артура Сориа-и-Мата

В 1893 году Сориа-и-Мата нашел инвесторов и начал строить первый линейный город в одном из захудалых пригородов Мадрида. Фирма, основанная автором проекта, получила название Compañía Madrileña de Urbanización (CMU) — Мадридская компания по урбанизации. Кварталы он собирался разместить вдоль протяженной трамвайной линии, соединяющей несколько небольших населенных пунктов со столицей. Общая протяженность линейного города должна была составить 55 км.

Трамвайную линию через каждые 300 метров перпендикулярно пересекали улицы, каждая из которых была длиной 200 и шириной 15 метров. Территорию линейного города разбили на участки, которые начали продавать, но дело не пошло. Сначала Сориа-и-Мата думал, что наделы слишком велики и сделал участки меньше в два раза. Но и это не помогло — спроса на землю не было и компания приносила одни убытки.

Артур Сориа-и-Мата пытался получить поддержку городских властей, но те не захотели вкладывать деньги в сомнительное предприятие. В итоге из 55 км линейного города удалось построить всего 5 км. После смерти основателя компании и главного идеолога линейных городов его дело пытались продолжить сыновья, но и они не преуспели в этом деле. В 1930-х годах недостроенный линейный город присоединили к Мадриду.

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №4 - BigPicture.ru

«Линейно-промышленный город» Ле Корбюзье

После этого попытки построить идеальный линейный город предпринимались неоднократно и в разных странах мира. В 1910 году власти Чили хотели перестроить по новому типу столицу Сантьяго. Но проект свернули, поскольку он оказался слишком дорогим. В 1909-1919 годах американец Майло Хастингс предложил построить «город-сад» с домами, построенными вдоль U-образных дорог. Его не поддержали, назвав проект очередной бессмысленной утопией.

В 1940-х годах известный французский архитектор Ле Корбюзье предложил концепцию «Линейно-промышленного города», близкую к идеям Сориа-и-Мата. Вместе с единомышленниками француз разработал проект целого мегаполиса, в котором было все необходимое для жизни и работы людей. В городе Ле Корбюзье предлагал использовать три вида транспорта: железнодорожный, водный и автомобильный. Проект также остался на бумаге.

В 1938 году группа архитекторов из Великобритании MARS (Modern Architectural Research Group), предложила перестроить в виде классического линейного города часть Лондона, взяв за основу транспортную магистраль, пересекающую город с запада на восток. Этой идее также не было суждено воплотиться в жизнь.

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №5 - BigPicture.ru

Проект перепланировки Москвы по Ладовскому

Не отставали в этом отношении и наши соотечественники. В начале 30-х годов прошлого века инженер Николай Ладовский предлагал разомкнуть одну из кольцевых дорог Москвы и строить новые районы, опираясь на полученную параболу. Осью кривой предполагалось сделать Тверскую улицу. В перспективе Ладовский собирался расстраивать Москву в сторону Ленинграда и соединить две столицы.

Немец Эрнст Май, работавший в довоенные годы в СССР, предлагал строить по линейному типу Магнитогорск. Его поддержали и промышленный центр начали строить вдоль реки Урал, ставшей главной транспортной артерией города. Но со временем от линейного принципа пришлось отказаться — город разросся в сторону от берега и стал овальным.

Но был в России настоящий линейный город, который развивался без концепций и идей Сориа-и-Мата. Это Царицын, позднее ставший Сталинградом и Волгоградом. Город строился вдоль Волги, по которой транспортировались товары, ресурсы и перевозились пассажиры. Заводы, фабрики и склады разместились вдоль берега. А жилые районы выросли во второй линии от берега и далее.

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №6 - BigPicture.ru

После революции возникали разные идеи развития города, но победила проверенная линейная схема. В 1930-х годах Сталинград активно разрастался вдоль реки, протянувшись более чем на 30 км. Хотя в годы войны 90% города было полностью разрушено, восстанавливать его начали снова по линейной схеме. Отступать от этого принципа начали только в 70-х годах, когда прибрежные линии перестали вмещать жилые и промышленные кварталы. Тогда Волгоград шагнул от Волги в степь и утратил свою классическую линейность.

Кажется, линейные города предлагают одни лишь плюсы, но это не так — есть у такой схемы и ряд недостатков. В первую очередь линейная схема увеличивает нагрузку на главные транспортные магистрали. Еще одним минусом можно считать то, что отдаленные концы города плохо связаны друг с другом, хотя и находятся на одной линии. Это происходит из-за той же перегруженности дорог.

Кроме этого, многие исследователи отмечают, что отсутствие ярко выраженного центра в линейных городах негативно действует на психологическое состояние его жителей. Город, похожий на большую деревню с одной улицей, не слишком привлекателен для жизни, хотя почти идеален для производств и торговли.

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №7 - BigPicture.ru

Район Neom

Город The Line, который построят в Саудовской Аравии — это всего лишь часть большого проекта с рабочим названием Neom. Всего планируется вложить в него более 500 млрд долларов, из которых 200 млрд обойдется линейный город. Районы нового мегаполиса принц Мохаммед бин Салман называет «городскими модулями», а энергией их будут снабжать ветрогенераторы и солнечные электростанции, расположенные в Аравийской пустыне.

У принца наполеоновские планы. Он заявил, что регион Neom обойдет в плане высоких технологий Кремниевую долину, а в индустрии развлечений переплюнет Голливуд. Кроме наземного транспорта, город получит воздушные такси, которые позволят разгрузить основную магистраль и лишат линейную систему главного недостатка.

Управлять городом с населением 1 млн человек будет искусственный интеллект. С его помощью авторы проекта планируют предугадывать чрезвычайные ситуации и принимать экстренные решения по защите горожан. The Line будет жить по законам шариата и подчиняться непосредственно королю Саудовской Аравии. Город будет трехуровневым: первый, нижний, отведут для транспорта, средний отведут для инфраструктуры, а верхний станет зоной для жизни и отдыха горожан.

Фотография: Арабы строят инновационный город за $200 млрд и он копия дореволюционного Царицына №8 - BigPicture.ru

Трехуровневая система линейного города The Line

Уже подсчитано, что линейный город в пустыне создаст 380 тыс. рабочих мест, повысит ВВП страны на 7% и главное, поможет Саудовской Аравии превратиться из государства, живущего за счет своих природных ресурсов, увы, исчерпаемых, в высокотехнологичную страну с огромным потенциалом. Город уже начали строить и в настоящее время саудиты могут похвастаться аэропортом Неом-Бэй, который практически готов стать главными воздушными воротами перспективного региона.

Смотрите также — Иллюзия от Диснея, или Как превратить военный завод в провинциальный городок

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Новые посты

Загадка «Марии Целесты»: история самого известного корабля-призрака

Загадка «Марии Целесты»: история самого известного корабля-призрака

Christian Dior: как прошел первый визит в Москву в 1959 году

Christian Dior: как прошел первый визит в Москву в 1959 году

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Всплески цвета — Удивительные картины белорусского художника, который пишет мастихином

Всплески цвета — Удивительные картины белорусского художника, который пишет мастихином

Не все снеговики одинаково дружелюбны

Не все снеговики одинаково дружелюбны

Синдром разбитого сердца — мысли могут убить влюбленных

Синдром разбитого сердца — мысли могут убить влюбленных

Что будет, если съесть больше 5 мандаринов в день?

Что будет, если съесть больше 5 мандаринов в день?

Зачем японцы выставляют вдоль заборов и столбов бутылки с водой

Зачем японцы выставляют вдоль заборов и столбов бутылки с водой

Большие котики тоже любят коробки

Большие котики тоже любят коробки

46 причин совершить путешествие в Норвегию

46 причин совершить путешествие в Норвегию

Эффект Золушки: 30 невероятных трансформаций от мастера визажа Вадима Андреева

Эффект Золушки: 30 невероятных трансформаций от мастера визажа Вадима Андреева

Секс, наркотики и кабаре — ночная жизнь Веймарской Германии

Секс, наркотики и кабаре — ночная жизнь Веймарской Германии