Кто же кричит на знаменитой картине Эдварда Мунка
Из внушительного творческого наследия норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка картина «Крик» — самая известная. Она не только чаще всего встречается в рекламе, кино и в виде репродукций, но и легла в основу сотен интернет-мемов. Несмотря на засилье «Крика» в современной массовой культуре, вряд ли кто-то, кроме искусствоведов, знает о том, как появилась это жутковатое полотно и кто на нем изображен с открытым в беззвучном крике ртом.
Недавно эксперты в области живописи из Британского музея раскрыли тайну картины Эдварда Мунка «Крик». Они утверждают, что на ней изображен вовсе не кричащий человек. Существует множество версий этого произведения живописи, имеющих как еле уловимые отличия от основной версии, так и очень серьезные.
Говорят, что «Крик» Мунка — картина мистическая и нехорошая, а человека, прикоснувшегося к ней, непременно ждут несчастья. Людям с психическими заболеваниями и просто с неустойчивой психикой не стоит смотреть на шедевр. Картина получилась невероятно тревожная и очень странная. Недаром сам автор сделал в углу одной из картины пометку — «такое мог нарисовать только сумасшедший».
Центральная фигура картины — кричащий человек, зажавший уши руками, как считают многие, был написан под впечатлением вызванным посещением Музея естественных наук Осло. Там Мунк увидел «кричащую» перуанскую мумию, лицо которой и стало центральной деталью полотна.
Это покажется странным, но кричащий человек-мумия вовсе не ключевой момент картины. Сам Эдвард Мунк описывал ее рождение таким образом:
Получается, что кричит на картине не фигура, похожая на человека, а природа, все вокруг. Персонаж лишь закрывает уши руками, тщетно пытаясь заглушить этот крик. Первоначальное название работы — «Крик природы», все объясняет, но позднее Мунк, почему-то, оставил от него только «Крик».
Всего известно восемь вариантов «Крика», написанных норвежским художником и на некоторых из них изображена не «мумия», а обычные люди. Общее у всех картин одно — яркое, инопланетное небо в полоску, раскинувшееся над заливом моря. Знающие люди считают, что это не плод больного воображения Мунка, а реальное природное явление.
Запись в дневнике о впечатлениях, навеявших сюжет картины, относится к 1892 году, а за 10 лет до этого произошло катастрофическое извержение вулкана Кракатау в Индонезии. Последствия выброса в атмосферу в виде огромного количества вулканического пепла были заметны даже в самых отдаленных от места катаклизма регионах планеты до конца 19 столетия.
Есть еще одно мнение о происхождении картины. Биографы Эдварда Мунка считают, что «крик природы», физически ощущаемый художником, вызван негативным энергетическим полем места, где он находился. Изображенный на картине «Крик» берег залива в Осло находится в непосредственной близости от самой большой в городе скотобойни и рядом с психиатрической клиникой, где содержалась сестра художника. Творческие люди особенно чувствительны к таким негативным локациям.
Что касается самой картины, то специалисты бьют тревогу, так как скоро оригиналов картин «Крик» может стать меньше. Полотно 1910 года, хранящееся в музее художника в Осло, стремительно разрушается из-за повышенной влажности воздуха.
Смотрите также — Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог: параллели
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!