Коммерческая съемка недвижимости, как новое направление в интерьерной фотографии
Сегодня мы представляем вам критический обзор бурно развивающегося в последние годы раздела интерьерной фотографии, а именно коммерческой фотосъемки недвижимости от Никиты Журнакова – хорошо известного профессионального фотографа, продюсера и педагога, работающего в самых различных жанрах фотоискусства.
В то время как во многих странах мира, в особенности в США, коммерческая съемка объектов недвижимости давно превратилось в самостоятельную отрасль, для России данный жанр фотографии является относительно новым. Однако сейчас он набирает все большие обороты и вовлекает в свою орбиту все больше выдающихся профессионалов, как художников — интерьерных и архитектурных фотографов, так и предпринимателей — агентов по недвижимости. Давайте критически взглянем на становление этого жанра и обсудим работы наиболее именитых мастеров, работающих в нем.
Безусловно, коммерческая фотосъемка недвижимости эволюционировала из интерьерной фотографии, а точнее сказать, является ее подразделом. Тем не менее этот жанр имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих в некоторых случаях рассматривать его, как отдельное направление фотоискусства. Фотографии, выполненные в этом жанре, должны быть не просто красивыми и профессиональными, но призваны вовлекать потенциального покупателя в “виртуальный тур” по объекту недвижимости. В идеале человек должен объемно представить себе конфигурации кухни, гостиной и спален, их размещение на общем плане дома или квартиры и расположение относительно друг друга.
Рис. 1. Алексей Данилкин
Одним из приемов, используемых для решения этой задачи, является показ одного из помещений в связке с другим, например, одновременно гостиной и коридора. Этот прием активно применяется в работах мастера интерьерной съемки Алексея Данилкина.
Рис. 2. Работа Алексея Данилкина, сопряженные помещения
Мне нравятся наполненные светом фотографии Алексея, а используемая им повышенная экспозиция, на мой взгляд, является важным атрибутом, присущим фотографиям объектов недвижимости. Тем не менее использовать этот прием нужно с большой осторожностью. Например, на приведенной выше фотографии мы можем легко понять расположение спальни относительно коридора, но при этом угловая стена визуально режет кадр на две части, затрудняя восприятие.
Если говорить об углах, делящих кадр пополам, то избежать их можно, осуществляя съемку сверху вниз. Такая методика прослеживается в работах другого именитого интерьерного фотографа, Константина Варягина.
Рис. 3. Константин Варягин
Используя прием съемки «сверху-вниз», мы можем показать непрерывное полотно пола, что исключительно важно для правильного визуального восприятия объекта недвижимости на фотографии. С помощью этого приема мы можем в полной мере показать узкие и тесные помещения, такие как санузлы, небольшие кладовки, балконы и т.д. К примеру, на снимке ниже мы видим все значимое оборудование ванной комнаты — раковину, ванну, унитаз, и даже полотенцесушитель справа. И, опять же, пол, пол и еще раз пол! Если в интерьерной фотографии нас в первую очередь интересуют яркие и интересные особенности декора, то при коммерческих съемках недвижимости кадры в отрыве от пола не имеют ценности и могут идти только как дополнительные.
Рис. 4. Работа Константина Варягина, съемка сверху-вниз
Еще одна примечательная особенность работ Константина — съемка на уровне чуть выше пояса. Наряду с использованием широкоугольных объективов, такая техника визуально расширяет пространство помещения, что может быть критически важным при съемках в данном жанре. В то же время необходимо следить за уровнем горизонтальных плоскостей, таких как стол в гостиной и столешница в кухне — эти плоскости всегда должны находиться хотя бы немного ниже уровня съемки.
Рис. 5. Работа Константина Варягина, выбор уровня съемки по вертикали
Визуально расширить пространство небольших и узких помещений помогает также вертикальная фотография, иначе говоря, книжная ориентация. При коммерческих съемках недвижимости этот прием пока встречается не так часто, так как большинство просмотров в интернете все еще приходится на персональные компьютеры, то есть устройства с альбомной ориентацией экрана. Тем не менее известный фотограф Константин Малюта часто применяет этот способ съемки в своих работах.
Рис. 6. Константин Малюта
Возможно, такая ориентация фотографий в скором времени получит новый импульс в своем развитии, поскольку все больше пользователей выбирает мобильные устройства для решения повседневных задач.
Рис. 7. Работа Константина Малюты, вертикальное фото
На фотографиях Константина Малюты мне также нравятся мягкий свет и мягкие тона, что достигается за счет отсутствия каких-либо источников искусственного освещения в виде точечной подсветки, люстр, торшеров и т. д. В работах Константина мы видим только естественное освещение из окон, однако данное решение не поддерживают многие другие профессионалы отрасли. Нормой в коммерческой фотографии недвижимости является полная подсветка объекта съемки с целью показать все особенности интерьерного освещения. Константин Варягин, например, при подготовке к съемке рекомендует не только провести проверку всех искусственных источников света и заменить перегоревшие лампочки, но и выбрать их правильную цветовую температуру. Алексей Данилкин также уделяет большое внимание дополнительному освещению объекта.
Рис. 8. Роман Алексеев
Помимо интерьера в жанре коммерческой съемки недвижимости крайне важно показать экстерьер, то есть само здание (желательно с разных ракурсов), придомовую территорию, включая детские и игровые площадки, да и ближайшее окружение дома в целом. Для этих целей все больше фотографов предлагает услугу аэрофотосъемки. Вслед за уже упоминавшимся выше Константином Варягиным аэрофотосъемку стали применять многие другие фотографы, благо такие технологии сейчас стали доступны как никогда ранее. Среди наиболее интересных последователей этой техники можно отметить, например, московского фотографа Романа Алексеева.
Рис. 9. Роман Алексеев, аэрофотосъемка
Прибегнув к съемке с дрона, мы можем выгодно выделить объект недвижимости на фоне других, наглядно показать его близость к культурным, архитектурным либо природным достопримечательностям. Помимо перечисленных задач такая съемка добавляет эксклюзивности и дороговизны объекту съемки, поэтому особенно востребована при съемках проектов бизнес и премиум классов.
Итак, резюмируя статью, я могу выделить несколько тенденций на рынке отечественной фотосъемки недвижимости и ее отличительные особенности по сравнению с «обычной» интерьерной съемкой:
- Съемка одного помещения в привязке к другому.
- Съемка узких и тесных помещений из угла “сверху-вниз”.
- Вертикальное фотографирование небольших помещений.
- Съемка из положения чуть выше пояса для расширения пространства помещения.
- Использование всех источников освещения внутри помещения для отображения особенности интерьерного освещения.
- Применение аэрофотосъемки для отображения архитектурных особенностей строения и его окружения.
На этом, конечно, прогресс не останавливается и методы визуализации совершенствуются. К примеру, у зарубежных коллег набирают обороты такие методы, как Virtual Staging (виртуальная мебель и предметы декора на фотографии), видеосъемка объектов недвижимости и виртуальные туры с разворотом панорамы на 360 градусов. Уверен, что все вышеперечисленные методы станут востребованы и на отечественном рынке в самое ближайшее время.
Дата публикации: 7 февраля 2022г.
Автор: Никита Журнаков
Фотограф, продюсер, преподаватель фотоискусства
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!