Как выглядел первый русский танк «Вездеход»

0

Сто один год назад, 18 мая 1915 года, состоялись испытания вездеходной машины, разработанной конструктором Александром Пороховщиковым. Машина, получившая название «Вездеход», вполне могла стать первым русским танком — как ее часто называют в литературе, поскольку проект Пороховщикова предусматривал возможность бронирования машины и оснащения ее вооружением, однако танком ей стать так и не довелось.

Пороховщиков отнес свой проект в Ставку Верховного главнокомандующего русской армией в 1914 году. В начале 1915 года опытный образец боевой гусеничной машины «Вездеход» был построен. Танк представлял собой одногусеничный, относительно нетяжелый агрегат. Броневая защита боевой машины была многослойна, хотя толщина брони составляла всего 8 мм и состояла из лицевого стального цементированного листа, амортизирующей прокладки из морской травы и волос и еще одного стального листа.

Фотография: Как выглядел первый русский танк
Источник: kollektsiya.ru

Фотография: Как выглядел первый русский танк
К стальной раме прикреплялись четыре пустотелых барабана: три опорных и один направляющий. Так выглядела несущая конструкция данной бронированной машины. От направляющего барабана отходили оси, которые входили в особые прорези стальной рамы, где закреплялись с помощью двух винтов.

Натяжка гусеницы регулировалась движением этого барабана вдоль прорезей. Верхняя часть гусеницы образовывалась за счет дополнительного натяжного барабана. Специальный фальшборт прикрывал ходовую часть гусеничного механизма. Кроме того, по бокам передней части танка были расположены два колеса, за счет которых танк мог поворачиваться. Эти колеса соединялись со штурвалом с помощью системы тяг и поворотных вилок.

Фотография: Как выглядел первый русский танк
Конструктор Пороховщиков за рулем своего изобретения во время испытаний.

Недостаток одногусеничного «Вездехода» заключался в непрочности резиновой ленты гусеничного механизма. Хотя сама гусеница была широка и позволяла танку совершать маневренные действия в условиях боя. За счет такой гусеницы бронемашина Пороховщикова не оседала днищем на препятствие, а преодолевала его.

Новаторство этой боевой бронемашины состояло в использовании изобретателем некоторых механизмов автомобиля — особого движителя, планетарной коробки передач и рулевого управления. Автомобильный мотор в 20 л. с. служил силовой установкой бронемашины и находился в передней части рамы. Через карданный вал и механическую планетарную коробку передач на ведущий барабан поступал крутящий момент.

Фотография: Как выглядел первый русский танк
Танк Пороховщикова был оснащен одним или двумя пулеметами, которые находились наверху боевой машины, в ее цилиндрической башне. Внутри танка, в его средней части, на двух смежных сиденьях должны были находиться два человека — водитель и командир-пулеметчик.
Фотография: Как выглядел первый русский танк
Пороховщиков-гимназист.

В июне 1915 года прошли испытания «Вездехода», в результате которых выявились неплохие разгонные качества и маневренность танка, его высокая скорость, хорошая проходимость даже в условиях канавы и глубокого песка. Но, несмотря на увеличение скоростных характеристик «Вездехода», к концу 1915 года проект заморозили, прекратив финансирование дальнейших работ по усовершенствованию этой бронемашины.

Фотография: Как выглядел первый русский танк
Схема конструкции «Вездехода».

Но сам Пороховщиков к началу 1917 года усовершенствовал свой проект, дав ему условное название «Вездеход-2». Этот танк содержал уже четыре пулемета. Причем некоторые из них должны были располагаться в башне особой конструкции, которая позволяла каждому пулемету независимо друг от друга делать наводку на обстреливаемую им цель. Но, к сожалению, автомобильный комитет ГВТУ посчитал, что данная машина недостаточно совершенна, поэтому денег на ее доработку не дали.

Смотрите также: Кто на свете всех сильнее: рейтинг сильнейших армий мира

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как появилась «Краковская» колбаса, и почему она была популярна в СССР

Как появилась «Краковская» колбаса, и почему она была популярна в СССР

Как жили в Древнем Риме простые люди

Как жили в Древнем Риме простые люди

Дагмар Овербю — самая безжалостная женщина-убийца в истории Дании

Дагмар Овербю — самая безжалостная женщина-убийца в истории Дании

Новые посты

Экзотические способы противотанковой защиты: капкан, топор, лом, одеяло

Экзотические способы противотанковой защиты: капкан, топор, лом, одеяло

17 фото животных, которые сделают все, чтобы только их не мыли

17 фото животных, которые сделают все, чтобы только их не мыли

Как появилось культовое «Советское шампанское»

Как появилось культовое «Советское шампанское»

Роскошная Джиа Женевьев — живое воплощение пин-апа

Роскошная Джиа Женевьев — живое воплощение пин-апа

Хоть стой, хоть падай: 22 примера странных творений из мира дизайна

Хоть стой, хоть падай: 22 примера странных творений из мира дизайна

Вермахт под кайфом: наркотики на службе Третьего Рейха

Вермахт под кайфом: наркотики на службе Третьего Рейха

22 странные и нелепые позы, в которых застукали этих людей-йогов

22 странные и нелепые позы, в которых застукали этих людей-йогов

Мальтийский орден и Ватикан – самые маленькие государства мира

Мальтийский орден и Ватикан – самые маленькие государства мира

Художник превращает скучные фасады в яркие сценки, полные жизни

Художник превращает скучные фасады в яркие сценки, полные жизни

37 фото, которые больше не удастся сделать с беспилотного дрона

37 фото, которые больше не удастся сделать с беспилотного дрона

22 прекрасных примера пофигизма 80 уровня

22 прекрасных примера пофигизма 80 уровня

О чем рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве

О чем рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве