Как в СССР в столицу за продуктами ездили
Все мы помним, что в детстве трава была зеленее, деревья выше, да и колбаса пахла колбасой. Когда открываешь старые альбомы, все эти воспоминания становятся еще ярче.

Этот замечательный снимок был опубликован в паблике «Тверская ностальгия» с подписью — в Москву за колбасой. Датирован он второй половиной 1980-х годов.

В столицу ехали не только за культурным досугом, но и за деликатесами и дефицитными товарами, которые сложно было достать в небольших городах.

Побывать в Москве и не привезти с собой гостинцев? Такого быть просто не могло. Правда, до 1985 года целенаправленно за продуктами не ездили.

В большой город люди ехали на выставки, в музеи, театры и планетарии. Себя показать и других посмотреть.

Вот только прежде чем попасть на выставку или в кино, нужно было отстоять очередь. Желающих приобщиться к прекрасному всегда было много.

Москва ведь огромный и богатый город, понятно, что там всегда был гораздо лучше ассортимент, да и более качественные продукты. Пищевая индустрия быстрее внедряла какие-то новинки, которые просто не могли сделать провинциальные фабрики на более старом оборудовании.

Очередь в обувной магазин. 1983 год.

Так что на старых снимках можно встретить подобные очереди. Эта фотография 1986 года. Поездки за дефицитом в Москву не были чем-то необычным.
Такое положение дел сложилось не в одночасье. В Советском Союзе всегда была система распределения материальных благ. Кроме Москвы по первому разряду снабжались столицы союзных республик, также в эту категорию входили так называемые «закрытые города». Если со столицами все понятно, то с «закрытыми городами» нужно внести небольшую ясность.
К этой категории относились города, где находились военные или стратегические предприятия, занимавшиеся производством вооружения или ядерной энергетикой. Попасть в такой город можно было только по спецпропуску, после многочисленных проверок. Кому это удавалось, были очень удивлены изобилию на прилавках магазинов. Казалось, что «коммунизм» уже наступил в отдельно взятом городе.

Кроме того, что в столицу за дефицитным товаром ехали жители ближних городов и поселков, существовал еще «бизнес» проводников. Например, в поезде «Москва — Владивосток» можно было приобрести модную одежду или обувь.

Чем дальше от столицы, тем цена на дефицит становилась выше. Скоропортящиеся продукты у проводников расходились в первую очередь. До Сибири могли доехать конфеты фабрики «Большевичка» или «Красный октябрь», а в годы сухого закона, когда на большей части РСФСР алкоголь был по талонам, перевозка водки ящиками из одного региона в другой стала для проводников настоящим Клондайком.

В тяжелые для страны годы железная дорога стала для страны в буквальном смысле — дорогой жизни.
Смотрите также — Советский автотуризм 60‑х годов: какой была дорога к морю для наших бабушек и дедушек
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Сифилис и личность – каких исторических персон подозревают в нехорошей болезни
Как крестьяне отказывались пить, или Трезвеннические бунты в России в 1858-1860 годах
22 провальные стрижки, которые чуть не закончились кровной местью
17 людей, которым пора сменить стилиста
Детские коляски разных эпох, поражающие своим безумным дизайном
27 чудовищных картин, от которых невозможно оторвать глаз
25 товаров, которые существуют только в чьем-то воспаленном воображении
Уличная еда в дореволюционной России: чем перекусывали "на ходу" наши предки
Художница показала, какими могли быть исторические знаменитости сегодня
Первая женщина Лилит: почему Библия молчит о предшественнице Евы