Домодедово — один из трех главных пассажирских аэропортов столицы. Этот аэропорт может похвастаться самым большим пассажиропотоком не только в Москве, но и во всей России. Однако, приезжая в Домодедово, рядовой пассажир вряд ли задумывается, какая огромная и сложная работа проводится каждый день ради вылета даже самого обычного регионального рейса.
«Йод» решил узнать, как устроен самый крупный аэропорт страны и какие службы обеспечивают его работу: от сортировки багажа и системы диспетчеров до приготовления еды и отпугивания птиц со взлетно-посадочной полосы.
Источник: yodnews.ru
Сортировка багажа
На станцию ручного кодирования попадают те сумки, на которых наклеено больше одной бирки. Также туда попадает багаж, если бирка, прицепленная при регистрации, была случайно оторвана или плохо пропечатана. Кроме того, багаж можно сдавать заранее, до шести часов до вылета — тогда он попадает в склад временного хранения. Когда время вылета приближается, сданный заранее багаж также кодируется вручную. Сам процесс устроен предельно просто: сотрудник находит стикер или бирку, считывает ее ручным сканером и отправляет багаж проходить конвейер «на общих основаниях».
По сути, аэропорт Домодедово состоит из двух симметричных частей. Если стоять лицом к центральному входу, слева будет терминал международных воздушных линий (МВЛ), а справа — внутренних (ВВЛ). Однако система сортировки багажа позволяет проходить регистрацию на любой рейс на любой стойке, после чего багаж попадает в выбранный лоток — вне зависимости от того, внутренний это рейс или международный.
После погрузки багажа в тележки его доставляют в самолет. Разгрузка багажа после прилета происходит предельно просто: его выкладывают на конвейер, что делает этот процесс более скучным, чем погрузку.
Служба безопасности
Системы миллиметрового сканирования, рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, переносные детекторы взрывчатых веществ — именно эти и многие другие технические средства используются службой безопасности для предполетного досмотра. Также сейчас в аэропорту все пункты досмотра оборудованы современными сканерами SafeScout 100 — те самые аппараты высотой в человеческий рост, на которых вас просят встать на специальные отметки и поднять руки. Эти устройства находят скрытые на теле человека предметы из металла, дерева, керамики, пластмассы и других материалов. Сканер излучает активные миллиметровые волны, не проникающие через кожу человека, а отражающиеся от нее при низком уровне мощности. Подобные аппараты полностью безвредны. Эти сканеры призваны ускорить прохождения пассажирами процедуры досмотра, так как каждое сканирование занимает всего 3 секунды.
Видеокамеры контролируют каждый самолет во время стоянки на перроне аэропорта. Перед тем как там окажутся пассажиры, каждое воздушное судно подвергается обязательному предполетному досмотру салона и багажных отсеков. Весь багаж, поступающий на самолет, досматривается служебными собаками, газоанализаторами, а также рентгенотелевизионными интроскопами с функцией определения органических и неорганических соединений. Досматривают помимо этого и все бортовые запасы вроде питания, оборудования и товаров, которые находились под видеоконтролем с момента комплектации и до погрузки на борт.
В контролируемую зону аэропорта транспорт проезжает только после проверки личного пропуска водителя и пропуска на транспортное средство. При этом саму машину, водителей и всех пассажиров еще обязательно досматривают. Если что-то пойдет не так, транспорту будет не так просто проникнуть внутрь аэропорта — контрольно-пропускные пункты оборудованы специальными средствами принудительной остановки автотранспорта.
Приготовление еды
Диспетчеры
Диспетчерский центр работает в режиме 6 смен, в каждой — 10 человек. Каждая смена состоит из руководителя полетов, старшего диспетчера и 8 диспетчеров. Режим работы диспетчера не может превышать 36 часов за одну неделю. На свою смену диспетчеры выходят по графику времени суток: день, утро, ночь. При выходе на работу проводится 15-минутный инструктаж, еще столько же уходит на прием и сдачу дежурства.
После взлета самолет начинает контролировать Московский аэроузловой диспетчерский центр. Там судно последовательно обслуживают диспетчеры круга и диспетчер нижнего подхода, которые вносят коррективы в процесс выхода на воздушную трассу. Затем в работу вступает диспетчер верхнего подхода, который контролирует воздушное судно, пока оно не займет предписанный ему эшелон и выйдет из Московской воздушной зоны. В конце концов обслуживание самолета передается диспетчерам Районного диспетчерского центра, которые контролируют судно уже на эшелоне.
Стоит отметить, что со временем работа диспетчера подверглась некоторым изменениям — эти люди нужны скорее не для управления воздушным судном, а для его обслуживания. Сейчас основная задача диспетчеров — это предотвращение опасных сближений с другими объектами, а также обеспечение экипажа самолета метеорологической и аэронавигационной информацией.
Заправка самолетов
Правила движения по асфальту
Прилет самолета
Перед вылетом
Зима — самый сложный период для Домодедово. За время стоянки на холоде у воздушного судна на крыльях, хвостовом оперении и фюзеляже может появиться снег или образоваться иней. Для зимней обработки самолета в аэропорту имеется отдельный парк специальных автомобилей, которые при сильном напоре поливают судно из брандспойтов антиоблединительной жидкостью. В среднем на одно воздушное судно тратят около 200 литров жидкости из расчета один литр на квадратный метр. Какие части самолета должны быть обработаны, выбирает сам экипаж самолета.
Проблема птиц
Управление аэропортом
RMS состоит из нескольких «звеньев». Первое — это программная оболочка, а последнее — непосредственный исполнитель задачи. Важным звеном также являются диспетчеры, которые, с одной стороны, внимательно следят за работой системы, а с другой — выполняют роль посредника между исполнителями и самой системой.
Для связи с системой/диспетчерами сотрудники оснащены защищенными КПК. Они могут выдержать падение с 200 метров и обладают защитой от пыли и влаги по стандарту IP64 (соответствует полной защите от пыли в любом количестве, а также защите от брызг воды, направленных под любым углом). При температуре до –45 градусов они могут работать 6-8 часов без подзарядки. Когда сотрудник приходит на работу, он отмечает прибытие и берет карманный компьютер. На устройство поступают задачи по обслуживанию воздушного судна. Исполнитель отмечает их выполнение или проблемы, возникшие при выполнении. Интерфейс достаточно аскетичен — кнопок очень мало. Самые важные — «ОК» и «Связаться с диспетчером». Стоит отметить, что кнопка «Отказаться» в интерфейсе отсутствует.
В отличие от системы сортировки багажа, работу RMS сторонний наблюдатель не замечает вовсе. Пассажиры видят только результат работы этой системы (вовремя улетевший самолет), но не ее саму. Максимум, что может увидеть пассажир, — номер выхода, загоревшийся на табло прилета или вылета, а также номер рейса на информационном табло автобуса.
Домодедово на протяжении как минимум последних семи лет лидирует в списке наиболее загруженных аэропортов России, опережая как Шереметьево с Внуково, так и Пулково. С 2008 года пассажиропоток в Домодедово вырос с 20 до 33 миллионов человек, в то время как в Шереметьево он вырос с 15 миллионов до 31, а во Внуково поток пассажиров увеличился всего на 4 миллиона — с 8 до 12. Домодедово также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы.