ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» — это один из лидеров оборонно-промышленного комплекса в России и ведущее предприятие машиностроительного комплекса в Нижегородской области, входящее в состав ООО «Военно-промышленная компания». Единственное в России предприятие по выпуску колесной бронетехники, сотрудничающее с 35 государствами.
БТР при близком знакомстве оказался очень красивым и каким-то правильным по пропорциям. Сгусток чистого функционализма, помноженного на животную пластику крокодила.
Голые кузова — заводчане говорят «гондола» — приезжают из недалекой Выксы. Уже сваренными, окрашенными и с частью проводки и механизации подвески. Шиномонтаж. Натягивание шины на диск происходит вручную. Далее кузова с прикрученными колесами встают на сборочный конвейер. Внутри корпуса кладут магистрали и устанавливают приборы. Конвейер. Никакой автоматизации. Никаких роботов. Всё ручками. Нет воздушных линий, а соответственно, и пневмоинструмента. Единственное, что увидел, — ударный гайковерт, для откручивания колесных гаек. Да и тот электрический, тяжеленный. Однако за всеми операциями и деталями ведется жесткий контроль. Может быть, поэтому процент рекламаций крайне низок. БТР полностью гидро- и газоизолирован. На фото дверь с газоанализатором.
Установка всяких штук. Предприятие военное, поэтому за фотосъемкой велся очень жесткий контроль. Конвейер. Машины сами не едут, под ними двигается лента с опорами.
Мотор и КПП камазовские. На моторе две турбины, дующие в разные секции. Механический ТНВД. Без всяких ЕВРО.
Машины с установленными силовыми установками. Цех отладки и регулировки.
Дальше машины идут на установку того, что заказано. Обсуждается даже материал обшивки внутри (роллс-ройс отдыхает). Вообще, у БТР и так полно модификаций: плавающий и не плавающий, машина связи, командно-штабная машина (вместо башни сделан «горбик» над десантным отсеком) и много чего еще, что закажет клиент. Есть даже пикап. В этом цеху все изделия передвигаются своим ходом. Тут главное — быть внимательным, могут придавить. Разные модификации машин. Разный камуфляж. И разное навесное оборудование. Все машины ждут испытательного марша, это 100 километров с заводским водителем, а потом еще 50 км — с представителем заказчика. И только потом, если ничего не отвалилось и не сломалось, продукция отгружается заказчику. Бассейн. Часть испытательного марша. И ведь плавает! Не скоростной катер, конечно. Но и не «Титаник». Не тонет. Плывет и даже кренится в поворотах, как настоящий корабль. Выход из воды. Очень эффектно смотрится. После марша изделия загоняют на государственную приемку. Проверяют всё. Буквально. Погрузившись в ожидающий нас микроавтобус, мы выдвинулись в сторону полигона. Туда же отправился и искупанный БТР. Полигон находится на территории завода. Невелик размерами. Стандартный набор препятствий, который стандартно и круто проходит испытуемая техника. Что, собственно, и происходило.