Как будут менять госзакупки в Беларуси
В июле 2019 года вступила в силу новая редакция закона о госзакупках. Основная цель — сделать процедуры более конкурентными, понятными и прозрачными, сообщает в редакционной статье белорусский журнал «Бизнес-ревю», входящий в одну издательскую группу с цифровым порталом officelife.media.
В I квартале 2019 года общий объем рынка госзаказа составил около 1,5 млрд белорусских рублей, было заключено более 100 тыс. договоров, заказчиками выступали почти 7 тыс. распорядителей бюджетных средств (всего их аккредитовано в специальной системе около 9 тыс.). В конкурсах приняли участие около 30 тыс. компаний-поставщиков.
Традиционная проблема Беларуси — высокая коррупция, укоренившаяся практика откатов руководителям госорганов разных уровней в силу большой доли закупок из одного источника (более 60%). По оценкам независимых экспертов, в частности из организации Amnesty International, такое положение дел приводит к завышению цен на закупаемые товары для госструктур примерно на 25%, которые в дальнейшем выплачиваются в виде взяток и других форм поощрения организаторам конкурсов, а также завышению доходности сделок для коммерсантов. Если приложить эти цифры конкретно к Беларуси, то затраты бюджета на коррупцию составляют до $500 млн в год в пересчете на валюту (и кстати, это одна из проблем долларизации: в теневом обороте находятся сотни миллионов долларов, нажитых преступным путем).
В законодательство о закупках в Беларуси введены следующие новшества:
- полный запрет на изменение условий поставок на стадии заключения контракта и жесткие ограничения — на стадии исполнения (пропорциональность изменяемых сумм объемам поставок, непревышение 10-процентного лага и т. д.);
- если заказчик из конкурентных закупок уходит в процедуру одного источника, то базовые договоренности меняться не должны;
- станет сложнее писать задание под заведомо известных участников-победителей: появился исчерпывающий перечень квалификационных требований (скажем, уже нельзя будет в виде допусловий отмечать бизнес-опыт, манипулируя которым раньше можно было отсекать молодые компании конкурентов в пользу «коррупционно лояльных» старых поставщиков;
- появится электронный мегапортал госзакупок с полностью открытыми данными для всех участников (Государственная информационно-аналитическая система управления госзакупками — ГИАС, оператор «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры», известный по своему предыдущему аналогичному продукту icetrade.by). Ключевое отличие новой ГИАС от прежних торговых площадок — подключение системы к казначейству, которое будет резервировать бюджетные средства под потребности конкретного госзаказчика.
Полную версию статьи о том, зачем МАРТ пролоббировал новые законодательные требования в отношении государственных закупок в Беларуси, читайте в деловом издании «Бизнес-ревю», электронную версию — на деловом портале officelife.media.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!