Электромобиль АТОМ – новый проект с участием российского инженера Рахматова Рахматджона

0

Разработка проекта электромобиля АТОМ началась в 2021 году. К настоящему времени проект находится на третьей стадии, предусматривающей создание прототипа и его тестирования. На этом этапе разработчики привлекли в свою команду известного российского инженера Рахматова Рахматджона, являющегося выдающимся специалистом в области проведения расчетных и экспериментальных исследований виброакустических характеристик автотранспортных средств, компонентов и систем автотранспортных средств, математического моделирования внутреннего шума на эксплуатационных режимах, в целом проведения исследований NVH характеристик с целью обеспечения максимального виброакустического комфорта автомобиля в сборе.

Bigpicture ru разработка глушителя с резонатором гельмгольца

Почему создатели АТОМа остановили свой выбор на Рахматове?

Для введения в команду Рахматджона было очень много оснований. Среди них самыми главными были такие как значительный опыт работы в проектировании отечественных автомобилей, в том числе участие в разработке электропортального моста для известного электробуса, и электромеханической трансмиссии для Камаза, а также особое значение для развития Рахматджона как выдающегося специалиста в области виброакустики автотранспортных средств имела работа в научно-образовательном центре «Камаз-Бауман». Здесь Рахматджон участвовал в разработках по оптимизации NVH характеристик таких грузовых автомобилей как Геркулес, Форвардер и Харвестер. Фактически он курировал все работы по виброакустике, благодаря чему были получены значительно улучшенные виброакустические показатели:

  • Снижение шума от электромеханической трансмиссии составило 18 дБА. Этого удалось добиться за счет оптимизации числа и углов слайсов (пазов) статора и ротора.
  • Снижение уровня шума от электропортального моста и электромеханической трансмиссии на 6 дБА благодаря оптимизации их излучающих поверхностей.
  • Создание методики тестирования и снижения шума электромеханической трансмиссии и электропортального моста.
  • Разработка новой методологии исследования передачи вибрационных колебаний и шума для грузовых автомобилей и автобусов.
  • Уменьшение времени создания расчетных файлов для исследования виброакустических показателей электромеханической трансмиссии на 30%. При этом в расчетах учитываются силы взаимодействия между статором и ротором, а также сил, продуцируемых в местах посадки подшипников.

Участие в проекте Аурус, принесшему инженеру Рахматову широкую известность в России. Благодаря разработанной им методике удалось значительно оптимизировать расчеты и сократить их с полутора месяцев до 3-х минут. Кроме того, благодаря его участию в разработке комплектов NVH kits удалось добиться значимого улучшения виброакустических и структурных характеристик автомобилей этого типа.

Большое количество авторских разработок, важных для развития отечественного автомобилестроения. К примеру, его метод исследования путей передачи шума и вибраций позволил упростить и облегчить диагностику их источников в авто.

Bigpicture ru formula student 2023 2

Более подробно о деятельности Рахматова по реализации проектов повышения безопасности и комфорта автомобилей

Основные проекты с участием инженера Рахматова Рахматджона были реализованы в период 2019-2023 гг. За это время им были разработаны такие методики:

  • Валидация расчетных моделей. Инженер впервые за 105 лет существования ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» осуществил валидацию расчетных моделей по структурным, акустическим и виброакустическим характеристикам. Это позволило повысить сходимость результатов до 98%, что само по себе является существенным достижением в этой области автомобилестроения. Результаты его работы были опубликованы в ряде научных статей, в которых представлены также данные исследований по передаче шума в автотранспортных средствах.
  • Методология разработки и валидации (проверки соответствия целевым критериям) моделей, которая позволяет рассчитать внутренний акустический объем автомобиля и оптимизировать звуко- и шумопоглощение для улучшения виброакустических характеристик авто конкретной модели.
  • Определение мест установки акселерометров, вибраторов и подвесов. Для автопрома Рахматов предложил определенную методику выбора оптимального места установки трехосных акселерометров и нахождения основных точек возбуждения кузова. Это значительно повысило точность исследований виброакустических показателей авто и уменьшело время валидационных мероприятий.

Bigpicture ru formula student 2

Популяризация авторских разработок среди отечественных и зарубежных коллег

Разработки инженера Рахматова Рахматджона в области снижения уровня шума от электромеханической трансмиссии и электропортального моста дали новый толчок дальнейшим исследованиям в этой области, а также позволили значительно сократить время подготовки расчетных файлов до 80%. Все это в конечном результате стало существенным вкладом в оптимизацию и ускорение процесса исследования вибрационных и шумовых характеристик автомобилей.

Своим бесценным опытом Рахматов охотно делится со своими коллегами и профессиональными сообществами как внутри страны, так и за рубежом. Он часто участвует и выступает на таких международных форумах и конференциях, как Международный автомобильный научный форум МАНФ, International Conference on Industrial Engineering, International conference Dynamics and vibroacoustics of machines, HxGN LIVE Design & Engineering conference, Всероссийская научно-практическая конференция «Защита от повышенного шума и вибрации» с участием международных представителей.

Bigpicture ru kamaz bauman1

Этим его публичная деятельность в профессиональной сфере не ограничивается. Рахматджон являлся судьей и членом жюри на мероприятиях инженерного характера, в том числе «Научного симпозиума Виброакустика», проходящего на базе конференции ELPIT – 2019, а также Formula Student Russia 2023. Все это еще раз доказывает признание заслуг инженера Рахматова в его профессиональной среде не только отечественного, но и международного уровня.

Исходя из всего сказанного, инженера Рахматова Рахматджона можно считать выдающимся ученым, инженером и исследователем международного класса. Его роль в разработку и внедрение таких выдающихся проектов, как КАМАЗ, ГАЗ и Аурус трудно переоценить. Работы Рахматова стали существенным вкладом в развитие российского автомобилестроения. Его привлечение к проекту АТОМ существенно увеличивает шансы сделать отечественную модель электромобиля одной из самых лучших в мире по безопасности, комфорту и конструкции.

Автор: Виктория Панасова
Дата публикации: 18 сентября 2024 года.

 

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Живопись Дениса Саражина: красота и драма человеческого тела

Живопись Дениса Саражина: красота и драма человеческого тела

Тайна смерти Элизы Лэм: несчастный случай, убийство или проклятие старого отеля?

Тайна смерти Элизы Лэм: несчастный случай, убийство или проклятие старого отеля?

Зачем американские солдаты во Вьетнаме носили на касках игральные карты

Зачем американские солдаты во Вьетнаме носили на касках игральные карты

Новые посты

Лучшее детям — 15 феерических провалов дизайнеров детских площадок

Лучшее детям — 15 феерических провалов дизайнеров детских площадок

Самые необычные и странные грибы в мире от австралийского фотографа

Самые необычные и странные грибы в мире от австралийского фотографа

Ньюгрейндж — мегалитический комплекс, впечатляющий больше Стоунхенджа

Ньюгрейндж — мегалитический комплекс, впечатляющий больше Стоунхенджа

Тунеядец — как появилось обидное слово, которое многие считают советским

Тунеядец — как появилось обидное слово, которое многие считают советским

Слов нет, одни эмоции! 35 фейлов от людей, у которых был плохой день

Слов нет, одни эмоции! 35 фейлов от людей, у которых был плохой день

Почему нельзя купаться на Ильин день

Почему нельзя купаться на Ильин день

22 фотографии, доказывающих, что боязнь воды — это вам не шуточки!

22 фотографии, доказывающих, что боязнь воды — это вам не шуточки!

Нежные портреты Сергея Маршенникова

Нежные портреты Сергея Маршенникова

Новый тренд в соцсетях — коты-тянучки

Новый тренд в соцсетях — коты-тянучки

Угоняли танк и качались со Сталлоне, как развлекались наши бабушки и дедушки в молодости

Угоняли танк и качались со Сталлоне, как развлекались наши бабушки и дедушки в молодости

Самые первые цветные портреты жителей России

Самые первые цветные портреты жителей России

6 очень странных скандинавских блюд из рыбы, от которых туристов воротит

6 очень странных скандинавских блюд из рыбы, от которых туристов воротит