Электромобиль АТОМ – новый проект с участием российского инженера Рахматова Рахматджона
Разработка проекта электромобиля АТОМ началась в 2021 году. К настоящему времени проект находится на третьей стадии, предусматривающей создание прототипа и его тестирования. На этом этапе разработчики привлекли в свою команду известного российского инженера Рахматова Рахматджона, являющегося выдающимся специалистом в области проведения расчетных и экспериментальных исследований виброакустических характеристик автотранспортных средств, компонентов и систем автотранспортных средств, математического моделирования внутреннего шума на эксплуатационных режимах, в целом проведения исследований NVH характеристик с целью обеспечения максимального виброакустического комфорта автомобиля в сборе.
Почему создатели АТОМа остановили свой выбор на Рахматове?
Для введения в команду Рахматджона было очень много оснований. Среди них самыми главными были такие как значительный опыт работы в проектировании отечественных автомобилей, в том числе участие в разработке электропортального моста для известного электробуса, и электромеханической трансмиссии для Камаза, а также особое значение для развития Рахматджона как выдающегося специалиста в области виброакустики автотранспортных средств имела работа в научно-образовательном центре «Камаз-Бауман». Здесь Рахматджон участвовал в разработках по оптимизации NVH характеристик таких грузовых автомобилей как Геркулес, Форвардер и Харвестер. Фактически он курировал все работы по виброакустике, благодаря чему были получены значительно улучшенные виброакустические показатели:
- Снижение шума от электромеханической трансмиссии составило 18 дБА. Этого удалось добиться за счет оптимизации числа и углов слайсов (пазов) статора и ротора.
- Снижение уровня шума от электропортального моста и электромеханической трансмиссии на 6 дБА благодаря оптимизации их излучающих поверхностей.
- Создание методики тестирования и снижения шума электромеханической трансмиссии и электропортального моста.
- Разработка новой методологии исследования передачи вибрационных колебаний и шума для грузовых автомобилей и автобусов.
- Уменьшение времени создания расчетных файлов для исследования виброакустических показателей электромеханической трансмиссии на 30%. При этом в расчетах учитываются силы взаимодействия между статором и ротором, а также сил, продуцируемых в местах посадки подшипников.
Участие в проекте Аурус, принесшему инженеру Рахматову широкую известность в России. Благодаря разработанной им методике удалось значительно оптимизировать расчеты и сократить их с полутора месяцев до 3-х минут. Кроме того, благодаря его участию в разработке комплектов NVH kits удалось добиться значимого улучшения виброакустических и структурных характеристик автомобилей этого типа.
Большое количество авторских разработок, важных для развития отечественного автомобилестроения. К примеру, его метод исследования путей передачи шума и вибраций позволил упростить и облегчить диагностику их источников в авто.
Более подробно о деятельности Рахматова по реализации проектов повышения безопасности и комфорта автомобилей
Основные проекты с участием инженера Рахматова Рахматджона были реализованы в период 2019-2023 гг. За это время им были разработаны такие методики:
- Валидация расчетных моделей. Инженер впервые за 105 лет существования ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» осуществил валидацию расчетных моделей по структурным, акустическим и виброакустическим характеристикам. Это позволило повысить сходимость результатов до 98%, что само по себе является существенным достижением в этой области автомобилестроения. Результаты его работы были опубликованы в ряде научных статей, в которых представлены также данные исследований по передаче шума в автотранспортных средствах.
- Методология разработки и валидации (проверки соответствия целевым критериям) моделей, которая позволяет рассчитать внутренний акустический объем автомобиля и оптимизировать звуко- и шумопоглощение для улучшения виброакустических характеристик авто конкретной модели.
- Определение мест установки акселерометров, вибраторов и подвесов. Для автопрома Рахматов предложил определенную методику выбора оптимального места установки трехосных акселерометров и нахождения основных точек возбуждения кузова. Это значительно повысило точность исследований виброакустических показателей авто и уменьшело время валидационных мероприятий.
Популяризация авторских разработок среди отечественных и зарубежных коллег
Разработки инженера Рахматова Рахматджона в области снижения уровня шума от электромеханической трансмиссии и электропортального моста дали новый толчок дальнейшим исследованиям в этой области, а также позволили значительно сократить время подготовки расчетных файлов до 80%. Все это в конечном результате стало существенным вкладом в оптимизацию и ускорение процесса исследования вибрационных и шумовых характеристик автомобилей.
Своим бесценным опытом Рахматов охотно делится со своими коллегами и профессиональными сообществами как внутри страны, так и за рубежом. Он часто участвует и выступает на таких международных форумах и конференциях, как Международный автомобильный научный форум МАНФ, International Conference on Industrial Engineering, International conference Dynamics and vibroacoustics of machines, HxGN LIVE Design & Engineering conference, Всероссийская научно-практическая конференция «Защита от повышенного шума и вибрации» с участием международных представителей.
Этим его публичная деятельность в профессиональной сфере не ограничивается. Рахматджон являлся судьей и членом жюри на мероприятиях инженерного характера, в том числе «Научного симпозиума Виброакустика», проходящего на базе конференции ELPIT – 2019, а также Formula Student Russia 2023. Все это еще раз доказывает признание заслуг инженера Рахматова в его профессиональной среде не только отечественного, но и международного уровня.
Исходя из всего сказанного, инженера Рахматова Рахматджона можно считать выдающимся ученым, инженером и исследователем международного класса. Его роль в разработку и внедрение таких выдающихся проектов, как КАМАЗ, ГАЗ и Аурус трудно переоценить. Работы Рахматова стали существенным вкладом в развитие российского автомобилестроения. Его привлечение к проекту АТОМ существенно увеличивает шансы сделать отечественную модель электромобиля одной из самых лучших в мире по безопасности, комфорту и конструкции.
Автор: Виктория Панасова
Дата публикации: 18 сентября 2024 года.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!