История капитана Скалетто, или Как парусник мечты разбился о скалы бюрократии
В Крыму, недалеко от Судака, есть бухта Бугаз. Там на берегу, можно увидеть обломки британского линкора 17 столетия. Нет, это не отголоски славной морской истории полуострова, а остов копии корабля, созданного Виктором Скалетто. Этот человек продал все свое имущество, чтобы воплотить в жизнь свою мечту. Много лет в бухте кипела работа, но в феврале 2023 года линкор начали разбирать на части и вывозить на свалку.
Сначала была мечта
Дизайнер интерьеров, москвич Виктор Скалетто отдыхал в 2012 году в Доминиканской Республике. Там он увидел в море большой парусник, копию старинного судна, и загорелся идеей построить такой же. В своем бизнесе Виктор был довольно успешным, но всегда считал, что занимается не своим делом. И вот впереди появилась цель, которая полностью изменила его жизнь.
Как это ни странно, но в детстве Виктор никогда не хотел стать ни мореплавателем, ни пиратом. Не увлекали его и романы о морских приключениях, которые так любят мальчишки. Романтика странствий догнала его гораздо позднее, в возрасте, когда все обычные люди оставляют мечты и живут только скучными реалиями.
Виктор Скалетто ничего не знал о строительстве деревянных парусников. Поэтому, вернувшись в Москву, засел за книги и чертежи. Наука оказалась не самой простой, и ее изучение заняло два долгих года. После этого морской романтик долго выбирал корабль, копию которого создаст. Прототипом его детища стал галеон Sovereign of the Seas («Повелитель морей»), спущенный на воду в Англии в 1634 году.
Масштабы парусника впечатляют и сейчас, а в 17 веке он был самым большим в двух полушариях. Посудите сами, корабль, длина которого составляла 70 метров, а ширина — 50 метров, был оборудован 126 пушками на трех батарейных палубах. Чтобы завершить этот грандиозный проект, король Карл I буквально опустошил британскую казну.
Подготовка и первые неудачи
Неудивительно, что и Виктору Скалетто пришлось раскошелиться. Дизайнер, уже правда бывший, продал бизнес в столице, квартиру и все имущество, а сам обосновался в хижине на берегу бухты Бугаз в Крыму. Он рассматривал также такие варианты, как Перу, Чили и Гаити. Но все же решил, что ему будет проще там, где говорят на родном языке и рядом люди с похожим менталитетом.
Разрешение местных властей удалось получить быстро, правда, было оно устное, не подтвержденное никакими документами. Строительство линкора одобрил мэр Судака. Позднее Виктор понял, что именно отсутствие официальной бумаги сыграло с ним злую шутку. Но все вокруг были такими приветливыми и доброжелательными!
Несмотря на соблазн построить линкор из дерева, Виктор все же решил использовать более доступный и долговечный материал — стеклобетон. Чертежи он подготовил самостоятельно, но вскоре выяснилось, что дизайнерского опыта для этого недостаточно. Пришлось просить помощи у конструкторов и архитекторов, которые помогли доработать проект.
В 2014 году в бухте Бугаз закипела работа. К строительству Скалетто привлек наемных рабочих. Но вскоре оказалось, что это было ошибкой. Качество их труда было невысоким, что привело к серьезным проблемам. В 2015 году бухту накрыл серьезный шторм и корабль, стоявший на берегу, разбило волнами.
«Сделай сам»
«Хочешь сделать хорошо — сделай сам», — сказал Виктор и решил обходиться собственными силами. Он начал все с начала и с 2016-го по 2023-й стоил линкор своими руками. Наемных работников он использовал лишь иногда, для тяжелых строительных работ: сварки и бетонирования. Каркас корабля мастер плел сам из стеклопластиковой арматуры, укрепляя основание металлом и бетоном.
Для наружной облицовки Скалетто использовал дерево. Но это были не простые доски, а подержанный материал. С его помощью Виктор хотел получить эффект старого, бывалого парусника. Детали из металлов он специально состаривал, покрывая благородной зеленоватой патиной или имитацией ржавчины.
Жил капитан Скалетто, а именно так Виктора называли местные жители, тут же возле своего детища, в хижине. В свободное время он устраивал экскурсии по кораблю для туристов, надев костюм пирата. Это приносило небольшой, но не лишний доход. Посмотреть на колоритного капитана и его корабль приезжали издалека.
Гибель линкора
Британский линкор «Повелитель морей» верой и правдой отслужил британской короне 35 лет. Потом его списали, и парусник еще 20 лет стоял в порту, пока не сгорел во время пожара в 1696 году. Копию линкора Виктор Скалетто смог построить только на 30 процентов. В конце 2022 года власти Судака решили, что корабль — не арт-объект, а «капитальное сооружение». А так как никаких разрешений владелец не получал, его решили снести.
Для уничтожения корабля мечты капитана Скалетто выделили из бюджета 4 млн 518 тыс. 715 рублей и 19 копеек. В начале 2023 года в бухту Бугаз пришли рабочие. Они начали планомерно, по 8 часов в день разбивать «Повелителя морей» кувалдами и ломами. Части корабля сваливают на самосвалы и вывозят.
Виктору удалось сохранить некоторые части своего корабля. Он не пал духом и не собирается расставаться с мечтой. Капитан Скалетто выбрал новое место для строительства — город Казань. Теперь он собирается делать все официально, чтобы не рисковать своим детищем. Остается пожелать ему удачи и надеяться на то, что «Повелитель морей» будет закончен и будет радовать своего капитана и его гостей.
А вот замок Геделон, который строят по технологиям Средних веков во Франции, вскоре закончат. Это уникальный археологический и инженерный проект, который продолжается не одно десятилетие.
Смотрите также — Экскурсия на парусник ВМС Италии Amerigo Vespucci
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!