Топ-100

Исследования Дениса Избрехта ставят под сомнение эффективность конкурентной модели организации инфраструктурных отраслей

0

Работа Дениса Избрехта, выполненная в 2005 году, посвящена изучению конкурентной модели организации инфраструктурных отраслей и поиску доказательств «за» и «против» внедрения.

Конкурентная модель: ключевые особенности

Организация инфраструктурных отраслей в соответствии с конкурентной моделью подразумевает высокую степень развития конкуренции. Должны появиться независимые производители конкурентного оптового рынка и сбытовые компании, осуществляющие поставки на конкурентный розничный рынок конечным потребителям. Роль государства в этой модели сводится к регулированию правил.

Возможный уровень прибыли при конкурентной организации отрасли определяют 5 движущих сил (матрица конкуренции Майкла Портера).

Немного истории

В последние десятилетия ХХ столетия в США, Австралии и многих европейских странах начались процессы активного реформирования железнодорожной отрасли, электроэнергетики, связи и других инфраструктурных отраслей. Развитие конкурентного рынка было признано на официальном уровне главным способом развития инфраструктуры в соответствии с потребностями общества.

С началом рыночных реформ в России также стартовал процесс реструктуризации и децентрализации железнодорожного транспорта, электроэнергетической отрасли, газовой промышленности. Программа структурной перестройки инфраструктурных отраслей активно пропагандировалась так называемым «Вашингтонским консенсусом», она была разработана американским экономистом Джоном Уильямсом вместе с экономистами и финансистами МВФ.

Активное внедрение конкурентной модели в России началось только в 2000‑х годах. Как показывает исследование Дениса Избрехта, проведенное в рамках подготовки к написанию и защите кандидатской диссертации, отечественные реформаторы не приняли во внимание тот факт, что никаких убедительных теоретических доказательств эффективности подобных преобразований на тот момент не существовало.

Перед реорганизацией не проводился непредвзятый объективный анализ внедряемой конкурентной модели, не были выявлены преимущества, недостатки и отдаленные последствия проводимых изменений. Более того, реформаторы считали возможным импорт «западной» модели без адаптации под особенности российских отраслевых рынка и экономики в целом.

Что несет с собой реформа инфраструктурных отраслей?

В процессе проведения исследования Денис Избрехт изучил труды Г.Демшеца, У.Баумоля, Дж.Панзара, Р.Познера, Дж.Стиглера, Р.Уиллига, О.Уильямсона, У.Шарки, А.Канома. Труды этих авторов стали теоретическим обоснованием дезинтеграции и приватизации инфраструктурных отраслей во всем мире и были положены в основу реформ.

Между тем, концепции дерегулирования и децентрализации инфраструктурных отраслей не являются бесспорными. Денис Избрехт провел анализ работы реформированных рынков электроэнергии Англии, Уэльса и Калифорнии, на основании чего сделал ряд сенсационных выводов:

  • Главной проблемой в снижении тарифов было наличие рыночной власти. На ее преодоление тратились основные рыночные усилия.

  • У крупных генерирующих компаний были возможности и практики манипулирования. Роль спроса в формировании тарифов для потребителей была минимальной.

  • В результате злоупотребления рыночной властью цены на электроэнергию были выше экономически обоснованных тарифов.

Наличие серьезных проблем в конкурентной модели организации экономики подтверждают сбои в работе реформированной электроэнергетики Калифорнии. Резкие и непредсказуемые колебания цен на электроэнергию привели к коллапсу рынка. Это, по мнению Дениса Избрехта, вызывает сомнения в эффективности конкурентной модели организации отрасли и служит доказательством недостаточной проработки концепции реформирования электроэнергетики и прочих инфраструктурных отраслей.

Реформирование электроэнергетики: стратегия Дениса Избрехта

Выход из ситуации Денис Избрехт видит в контроле со стороны государства за конкурентным сектором. Основная мысль его научной работы состоит в том, что задача регулирующих органов должна заключаться в обеспечении способности поставлять потребителям электроэнергию по обоснованным рыночным ценам.

Кстати, сегодня многие европейские страны отказываются от высокой конкуренции на рынках электроэнергии. К примеру, во Франции практически отсутствует конкуренция, а тарифы на электрическую энергию являются одними из самых низких в Европе. Это служит подтверждением вывода об отсутствии прямой зависимости цен на электроэнергию от уровня конкуренции.

«Уровень цен на электроэнергию определяется в большей степени технологическими факторами, чем состоянием конкурентной среды»отмечает Александр Григорьев, руководитель Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Опыт Франции и других стран Европы с низким уровнем конкуренции в электроэнергетической отрасли убедительно доказывает, что невысокие тарифы возможны даже в условиях практически монопольного рынка. Главное условие – эффективное управление отраслью, в противном случае с ростом цен не справится даже самая высокая конкуренция.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...