Захват самолета Ил-76 и побег из Кандагара
3 августа 1995 года остается памятной датой в истории российской авиации. В этот день российский самолет «Ил-76» с семью членами экипажа на борту был перехвачен истребителями «Талибана» в Кандагаре. Несмотря на долгий плен, летчики не сдались и совершили невероятный побег на родину. Бигпикча вспоминает историю захваченных летчиков, которая в итоге стала основой для художественного фильма.
3 августа 1995 года в небо поднялся российский самолет «Ил-76». Это был коммерческий рейс, выполняемый по заказу правительства Афганистана, и маршрут его проходил через Тирану, Шарджу и Кабул. На борту было семь членов экипажа: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Аббязов Асхат Минахметович, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.
Во время полета в небе над территорией Афганистана, самолет был перехвачен истребителями отряда оппозиционного движения «Талибан» и принужден к вынужденной посадке в районе города Кандагар.
Важно отметить, что самолет принадлежал казанской авиакомпании «Аэростан», но в тот момент был сдан в аренду афганской авиакомпании «Ариана» через зарубежную посредническую фирму.
Посадка произошла под угрозой огня, и Ил-76 был вынужден приземлиться на аэродром в Кандагаре. При последующем досмотре самолета, в одном из грузовых отсеков были найдены крупнокалиберные снаряды, перевозка которых запрещена международными авиационными правилами. Существует версия, что этот груз был загружен на борт непосредственно перед взлетом агентами «Талибана» в Тиране.
Все семеро членов экипажа были задержаны и помещены под домашний арест. «Талибан» предъявил обвинения в поддержке вооружением «Северного альянса», под командованием афганского президента Бурхануддина Раббани и министра обороны Ахмада Шаха Масуда, что являлось нарушением нейтралитета.
В свою очередь, «Талибан» в качестве условия освобождения экипажа потребовал освободить моджахедов, которые были якобы интернированы на территории бывшего СССР. В ответ на эти обвинения, летчиков и всю Российскую Федерацию в целом обвинили во вмешательстве во внутренние дела Афганистана. Экипаж был помещен под усиленную охрану до урегулирования конфликтной ситуации и выполнения требований «Талибана».
Флайт-менеджер Мунир Файзуллин, был членом экипажа захваченного Ил-76, и на время того злосчастного полета оставался в Эмиратах. Рискуя собой, он прилетел в Афганистан и попытался убедить талибов отпустить своих коллег. И хоть его уговоры оказались безрезультатными, Файзуллин оказал очень важную моральную поддержку. Кроме того, он регулярно мотался из Шарджи в Кандагар, доставляя экипажу продовольствие и воду
В течение всего времени заточения, летчикам приходилось жить в постоянной неизвестности и под угрозой казни по законам шариата, при этом их постоянно убеждали принять ислам и работать на «Талибан». Все попытки международной общественности, включая Россию, ООН, Организацию исламской конференции и США освободить заложников не принесли результатов.
Однако 16 августа 1996 года, спустя 378 дней после захвата, экипаж смог осуществить удачный побег. На своем собственном самолете, они улетели из плена, взяв в заложники трех охранников-талибов, которых сумели обезоружить с применением рукопашного боя. В ночь с 18 на 19 августа российские летчики благополучно вернулись домой, в Казань.
Эти события стали основой для кинофильма «Кандагар», снятого режиссером Андреем Кавуном и презентованного зрителям в феврале 2010 года. Для международной аудитории картина была представлена под названием «Экипаж».
Яркие актерские работы в главных ролях представили зрителям известные артисты: Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев, Александр Балуев, Богдан Бенюк. Консультационную поддержку проекту оказывали те самые российские летчики, которые в 1996 году сумели ускользнуть от своих похитителей.
Смотрите также: Лучшие посты на БигПикче Топ-100
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!