Фотопутешествие на Ямал: линия Севера
Федор Телков и фотограф Сергей Потеряев побывали в Ямало-Ненецком округе, где понаблюдали за изменениями в жизни коренных народов.
Так сложилось, что в последнее время мы занимаемся фотографией с некоторым этническим уклоном и, следовательно, обращаем внимание на то, что делается в этой сфере у других фотографов и журналистов.
Подавляющее большинство просмотренного и прочитанного материала касалось, как правило, экзотичности жизни малых народов.
Но мы неизменно задавались вопросом: «А где же та грань, за которой любой этнос смешивается с остальной массой людей, принимает все ценности социума, как найти и рассмотреть саму эту черту?»
В эпоху глобализации остро стоит проблема сосуществования культур и цивилизаций. Развивающиеся страны с их расширяющей границы экономикой и промышленностью постепенно проникают на территории, традиционно населенные людьми других культур.
В России особенно явно эти процессы протекают на северо-западе страны, где по сей день продолжается освоение новых территорий.
Источник: bbc.co.uk
1. Все это неизменно влечет за собой вмешательство в жизнь коренных народов, нарушает их традиционный образ жизни, что, в свою очередь, приводит к медленному вымиранию их культур. Сегодня одна часть коренных народов Севера продолжает традиционный образ жизни - оленеводство и рыболовство, другая начинает осваивать оседлую, европейскую жизнь в городах и поселках.
2. В связи с этим появляется новая форма жизни исторически населяющих этот регион культур, которая в данный момент практически не изучена. Процесс перехода от традиционного к современному образу жизни находится в постоянном развитии. Важно зафиксировать этапы перехода представителей коренных народов к городской жизни, застать момент, когда этнические особенности и блага современного общества начинают сосуществовать и становятся одинаково ценными для человека.
3. Хорошим примером взаимодействия может служить возникновение так называемых национальных посёлков, где коренным жителям предоставляется дом, образовательная программа и медицинская помощь.
4. При этом исторические обитатели этих мест могут спокойно заниматься традиционными промыслами в тундре, при необходимости пользуясь различными благами цивилизации. Важным моментом является то, что государство сохраняет традиции народов и имеет возможность экспортировать продукты оленеводства и рыболовства за рубеж. Местные же жители имеют возможность получать качественное здравоохранение и не отставать от мирового технического прогресса. Телефон, телевизор уже прочно вошли в жизнь народов, живущих в природных условиях. Тем не менее большинство националов, как называют их русские, не представляют своей жизни без тундры. Я хочу, чтобы мой сын знал, что такое интернет и телевизор, но если он выберет жизнь в городе, то это будет самым большим горем для меня, - говорит Виталий Пяк, старший оленевод стада №3, о своем сыне Юре.
5. Пяк Виталий, ненец, 30 лет, родился и живет на стойбище Стадо №3, старший оленевод.
6. Для исследования был выбран город Тарко-Сале – административный центр Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Население города - свыше 20 тысяч человек. Тарко-Сале - типичный представитель небольших нефтяных городов, где бок о бок проживает русское население и коренные народы Севера. Именно на подобных территориях можно увидеть, как переплетается современный образ жизни с традиционным укладом коренных народов Севера.
7. Среднегодовая температура Ямало-Ненецкого автономного округа достигает -10°С.
8. Айваседо Руслан, ненец, 32 года, родился и живет на стойбище Стадо №3, оленевод.
9. Пяк Владислав, ненец, 21 год, родился и живет в городе Тарко-Сале, безработный. Владислав недавно вернулся из армии, служил он, как водится в нашей стране, на другом конце России – на Кавказе .
10. Казымкина Лилия, ненка-селькупка, 47 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, рыбак. Пяк Светлана, ненка-хантыйка, 37 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, домохозяйка. Пяк Алина, ненка, 7 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, школьница.
11. Харампур – национальный поселок с населением свыше 700 жителей. Здесь построены кирпичные дома, напоминающие по форме ненецкий чум. Харампурцы живут между тундрой и цивилизацией, постоянно перемещаясь между двумя мирами. Такой образ жизни, по словам некоторых ненцев, лучший ответ на вопрос что делать с коренными?. Ведь, как известно, Север суров в любое время года – зимой безумная стужа и ветра, летом тучи насекомых и болота – жить в голой тундре очень непросто. Поэтому возможность проводить часть жизни в комфортных условиях очень важна для ненцев. Фотография на овощах
12. На фотографии сестры Кунины – селькупки. Между селькупами и ненцами есть некоторое напряжение, оно чувствуется в разговорах. Объяснили нам это тем, что между народами когда-то была война, победители в которой, по утверждению ненцев – ненцы, по утверждению селькупов – селькупы. Однако довод ненцев убедительнее – их численность сегодня больше.
13. Пяк Аумах, ненец, 72 года, родился в деревне Вынгапур, живет в городе Тарко-Сале, пенсионер.
14. Айваседо Виктория, ненка, 17 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Любовь, ненка, 68 лет, родилась и живет в деревне Харампур, пенсионер. Айваседо Ольга, ненка, 35 лет, родилась и живет в деревне Харампур, сторож.
15. Ледков Сергей, ненец, 38 лет, родился в городе Нарьян-Мар, живет в городе Тарко-Сале, мастер прикладного искусства. Ледкова Снежана, ненка, 6 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, ходит в детский сад. Тадибе Диана, ненка, 31 год, родилась в поселке Тазовский, живет в городе Тарко-Сале, сотрудник отдела кадров центра национальных культур.
16. Свадебная фотография Сергея и Дианы Ледковых. Эта семья - представители ненецкой интеллигенции, во всем полагаются только на свои силы и не пользуются помощью государства для коренных малочисленных народов Севера.
17. Множество представителей коренных народов Севера стоит на распутье между традиционным образом жизни и европейским. Ненцы делятся на тундровых и лесных, они говорят на разных наречиях и не понимают друг друга. Часть ненцев в Пуровском районе остались язычниками, часть стали православными, часть баптистами, и часть воспринимают христианских святых как дополнительных богов языческого пантеона. А вообще, тема веры очень интимна для малых народов, они напуганы жестокими православными и советскими гонениями. Теперь, все что можно узнать, это обрывчатые сведения и общеизвестные факты, как только разговор начинает касаться чего-то более глубокого и настоящего, тема тут же меняется.
18. Айваседо Сергей, ненец, 56 лет, родился и живет в деревне Харампур, рыбак. Волов Владимир, ненец, 7 лет, родился и живет в деревне Харампур, школьник. Айваседо Кристина, ненка, 7 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Фатеева Анна, ненка, 5 лет, родилась и живет в деревне Харампур, ходит в детский сад.
19. Андреева Анна, манси, 49 лет, родилась в поселке Сартынья, живет в городе Тарко-Сале, воспитатель.
20. Пяк Валентина, ненка, 8 лет, родилась в стойбище оз.Чебачка, живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Гульнара, ненка, 9 лет, родилась в стойбище Медвежья гора, живет в деревне Харампур, школьница.
21. Участники туристического клуба, ненцы, город Самбург.
22. 9 класс школы-интерната городе Тарко-Сале. Воспитанников селят в отдельных блоках по родству, то есть только братья и сестры живет рядом. Такой принцип в определенной степени помогает сохранить традиции, но дети все равно слишком долго находятся в изоляции от родителей и, закончив школу, уже не хотят возвращаться в тундру.
23. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране проживали: ненцы – 44 640 человек, ханты – 30 943 человек, манси – 12 269 человек, селькупы – 3 649 человек. Подавляющее число ненцев района имеют фамилии Пяк и Айваседо, что переводится как Деревянные и Безголовые. Дело в том, что в первой половине XX века (год основания района 1933) здесь кочевали два рода – Пяк и Айваседо. Передвижение по Ямалу очень затруднено, в основном это немногие федеральные дороги, зимники, ну и, конечно, вертолеты. В большинство уголков полуострова можно добраться только по небу, особенно в межсезонье и летом.
24.
25. Макаров Илья, хант, 43 года, родился в деревне Еври-Горт, живет в городе Тарко-Сале, тренер по национальным видам спорта.
26. Пяк Антонина, ненка, 39 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, швея. Казымкина Лариса, ненка, 40 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, обработчик меховых изделий.
27. Кунина-Санкевич Светлана, селькупка, 49 лет, родилась в поселке Толька, живет в городе Тарко-Сале, режиссер.
28. Холл Пуровского районного краеведческого музея. Справа вверху чучело головы белого священного оленя.
29. Вагоны – ледники (холодильники для мяса) на территории совхоза. В совхозе работают только националы. Они занимаются оленеводством, рыболовством, звероводством, сбором дикоросов и производством сувенирной продукции. Например, в здании справа можно купить национальные изделия, на память, из шкур оленей и зверей, там работает целый цех народных умельцев. Еще неподалеку есть магазинчик, где продаются оленина и рыба, пойманная ненцами.
30. Пяк Томара, ненка, 23 года, родилась и живет в городе Тарко-Сале, обработчица рыбы. Север страны, как известно, богат рыбой. Однако на рынке она почему-то оказывается гораздо дороже зарубежных аналогов, даже на самом Севере.
31. Пяк Галина, ненка, 50 лет, родилась в фактории Вэнгапур, живет в городе Тарко-Сале, сотрудник ассоциации Ямал-Потомкам!. На сегодняшний день ненцы крайне редко занимают административные должности.
32. Кунина Августа, селькупка, 57 лет, родилась в поселке Толька, живет в городе Тарко-Сале, пенсионер.
33.
— Как вы ориентируетесь в тундре, тут же невероятные расстояния?
— Ты же знаешь, что и где лежит в твоей квартире?! – бригадир Виталий ехал в упряжке и обсуждал с администрацией района детали проведения Дня Оленевода, праздник срывался из-за резкого потепления.
34. Вэлло Алик, ненец, 18 лет, родился в городе Надым, живет в городе Тарко-Сале, безработный. Пяк Анатолий, ненец, 23 года, родился и живет в городе Тарко-Сале, сторож. Ягель вырастает лишь на несколько миллиметров в год. Если стада оленей в тундре съедают лишайник, то на восстановление его покрова потребуется около 10—15 лет.
35.
— Счастливого пути! — Прощались мы с оленеводами, которые должны были отправиться далеко в тундру, а мы — обратно в Екатеринбург .
— Нет, это вам счастливого пути, мы-то у себя дома!
36. Пяк Юрий, ненец, 10 лет, живет в городе Тарко-Сале, родился в стойбище Стадо №3, школьник.
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!