Дорога из Магадана — тогда и сейчас
Рассказывает Илья Ковякин: «Один из френдов прислал воспоминания своей родственницы о поездке из Магадана «на материк», как у нас говорят. Своим ходом. Летом по автодороге. «Ну и что?» — скажете вы. Многие наловчились так ездить и в Магадан, и из Магадана… Все верно. Только вот эта поездка, о которой я говорю, случилась летом 1967 года на «Москвиче-407». Да-да, почти 50 лет назад. Предлагаю глянуть выдержки из воспоминаний, старые фото и мои комментарии о современном состоянии дороги Магадан — Якутск».
Из рукописи:
Подобные вещи сейчас тоже популярны. То есть люди уезжают навсегда из Магадана своим ходом. На своих автомобилях. В общем-то сейчас это сделать проще, чем в 1967 году. Сейчас хотя бы есть дорога, и она в целом проезжабельна почти круглогодично. Но сделать это в те времена — это, я считаю, подвиг.
Из рукописи:
Да — раньше дорога на Якутск проходила через Адыгалах и полюс холода — якутские поселки Томтор и Оймякон. Сейчас этот кусок трассы заброшен, туда рискуют соваться только сильные духом люди. Иностранцы этот кусок с легкой руки якутских товарищей называют Road of Bones («дорога на костях»). Хотя костей зеков-дорожников там не больше, чем на остальной трассе. Там еще стоит мост через Индигирку — остальные мосты по дороге практически все смыты паводками.
Современная же трасса проходит через якутский поселок Усть-Нера, а далее, забравшись на Ольчанский перевал, превращается в свежеотстроенную дорогу, вместо бывшего зимника. Вновь старая и новая дорога сливаются в районе моста через Кубюме.
Из рукописи:
Совет как работал в 1967 году, так и работает. Другое дело, что чай сменился сигаретами. А вот хлеб практически никто не берет. С ним вроде бы сейчас нет проблем. Но водка может выручить, как и сигареты.
Из рукописи:
Что тут скажешь. С мостами у нас вечная проблема. Хотя есть и много современных. Я когда на Байкал ездил, один якутский дорожник рассказывал, что где-то на трассе есть мост 1947 года постройки. И он до сих пор стоит. По нему катаются все.
Хотя на трассе бывает и так:
Из рукописи:
Здесь явно идет речь о Черном Прижиме. Есть у нас такой. Слава богу, что его наконец-то сделали гораздо шире и поставили там новый мост. Но вообще путешествие тяжелое. В 1967 году — старенький москвич, лысая резина. Жесть.
Из рукописи:
Ну, медведи — дело обычное. Кто меня давно читает, знает, что их у нас на трассе много. Нечасто показываются они, но есть. Сейчас, наверное, даже больше, чем в то время.
Из рукописи:
«На другой день, утром, началась погрузка. Грузили машины краном. Потом и мы перебрались на баржу. Там была еще одна машина — большегрузная. Водитель ее куда-то перегонял. На барже мы разбили палатку и приготовились к долгому путешествию по реке Алдан, затем по реке Лене и далее до станции Сковородино. Продуктов нам должно было хватить до конечного пункта речного путешествия. Наконец буксир дал сигнал, и наша баржа тронулась и пошла по реке.
Настроение хорошее, все идет по плану. Вдоль берегов бесконечная тайга. Через несколько дней, проснувшись утром, мы не услышали привычного шума буксира. Баржа стояла на якоре в устье реки Алдан. Оказалось, что наш буксир отозвали снимать севший на мель теплоход. Нас это не огорчило, мы надеялись, что он быстро вернется к нам. В нескольких десятках метров от нашей баржи стояла еще одна, буксир с нее ушел туда же.
Мы, как я уже говорила, большие оптимисты, но семейный совет я собрала и предложила начать экономить продукты. Поддержки я не нашла, да меня еще покритиковали, что я сею панику. Мы, как всегда, готовили обеды на всех, ну а завтраки и ужины со своей семьей. Через несколько дней продукты стали кончаться. Мужчины тоже забеспокоились. Мы все время прислушивались к реке, не послышится ли шум идущего корабля. Шкиперша нам рассказала историю, что год назад она уже зимовала со своей баржей и теперь всегда возит с собой несколько мешков муки. Нас это очень напугало. У нас кончился сахар, консервы и все остальные запасы. Шкиперша раз в день подкармливала детей пирожками. Мужчины ловили рыбу, правда, удочек оказалось только две, но все-таки подкрепление иногда поступало.
Баржа стояла недалеко от берега, и наши мужчины ходили в тайгу в надежде что-нибудь подстрелить. Далеко уходить они боялись, если бы пришел буксир — ждать долго не стал бы. Я каждый раз их уговаривала не ходить долго. Нашли они в лесу черемшу. Эти зеленые витамины есть без хлеба было невозможно, я добавляла ее в рыбный суп.
Однажды ночью я проснулась оттого, что услышала всплеск. Лодку спускали на воду, а на реке послышался гудок парохода. Наши голодающие мужчины подплыли поближе и объяснили обстановку, что нас бросил буксир, а на барже дети. Спросили у капитана, нет ли у них лишних продуктов. Они очень огорчились, что не могут нам помочь, но дали несколько буханок черного засохшего хлеба. Обещали сообщить о нашем бедственном положении. Мы размачивали этот черный хлеб и ели с черемшой и рыбным супом, от чего у всех появилась изжога. Мой младший сын, Валерий, спрашивал у меня: «Ну может, хоть где-нибудь затерялся маленький кусочек белого хлеба?» Я, как могла, уговаривала детей и подбадривала мужчин. Через два-три дня опять ночью послышался гудок проходящего парохода. Он «притормозил» свой ход, ждал, пока шлюпка от баржи доберется до них. На этот раз нам были переданы продукты: сгущенка, хлеб всякий, консервы и пр. Муж мой разбудил нас среди ночи, поставил греть чайник. И мальчишки пили чай со сгущенкой и белым хлебом. Еще нас предупредили, чтобы с баржи никуда не уходили, т.к. обещали прислать буксир. Рыбу продолжали ловить, но на берег уже не сходили.
Наконец, после двухнедельного простаивания, подошел буксир. Подцепил баржу, и с веселыми гудками мы тронулись в сторону Якутска. Все воспрянули духом».
Это, конечно, вообще жесть. Это даже комментировать невозможно. Это просто ад какой-то. Забыть людей на барже вместе с детьми.
Сейчас такого нет. Во-первых, переправа облагорожена (ну по сравнению с погрузкой краном на баржу), во вторых, сам паром двигается буквально напротив на другой берег — не идет паром в Якутск, и тем более в Сковородино. Дорогу от Якутска к Хандыге построили-таки.
Правда, вот такую.
Вот такая поездка. В рукописи еще много всего. Но отношения к трассе «Колыма» не имеет, поэтому выкладывать не буду. Хотя там есть еще что почитать. В общем, были же люди. Могли сесть и поехать в такие далекие годы, когда толком и дороги-то не было. Респект и уважуха таким людям!
Смотрите также:
Город с безлимитным интернетом за 79 000 рублей в месяц
Призрачная Колыма
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!