«Длинноногий папочка» — самый странный транспорт Викторианской эпохи
Викторианская эпоха очаровывает людей до сих пор. И дело даже не в романтике и эффектной моде. В это время мир стремительно менялся, а технический прогресс шел вперед семимильными шагами. Появлялись изобретения, в реальность которых верится с трудом. При этом они не оставались на бумаге, а реализовывались и успешно использовались. Морской трамвай «Длинноногий папочка» — типичное детище своей эпохи, не имевшее аналогов ни в свое время, ни позже.
Идея создания трамвая, движущегося над водой, принадлежала инженеру Магнусу Волку (Magnus Volk). В конце 19 столетия жизнь британцев настолько ускорилась, что традиционные способы перемещения по суше и по морю устраивали не всех. Коммерсанты, служащие, торговцы и просто путешественники ценили в транспорте скорость и доступность.
В прибрежном городе Брайтоне на юге Великобритании веками остро стояла проблема сообщения с соседней деревней Роттингдин. Железная дорога заканчивалась в Брайтоне, и дальше начинались проблемы. Населенные пункты разделяла весьма пересеченная местность, где прокладывать рельсы было сложно и очень дорого. Поэтому самым простым и коротким был морской путь.
Люди плыли вдоль берега на лодках, яхтах и баркасах, полагаясь на ветер и силу гребцов или паровых двигателей. Магнус Волк решил продлить железнодорожный маршрут до Роттингдина за счет трамвайной ветки. Вот только проходить она должна была не по холмам и болотистым низинам, а по морю, вдоль берега.
Смелый проект Магнуса Волка
Проект инженера назывался «Прибрежный электрический трамвай Брайтона и Роттингдина». Это было уникальное в своем роде транспортное средство — гибрид трамвая и парома. Вагону, приводящемуся в движение электромотором, предстояло передвигаться по проложенным на морском дне рельсам.
Трамвай назвали «Пионер», но он сразу же получил неофициальное имя «Daddy Long Legs» («Длинноногий папочка»). Это принятое в английском языке народное прозвище членистоногого, которое мы ошибочно считаем пауком и называем «сенокосцем» или «косиножкой». Почему? Все просто — из-за очевидного внешнего сходства.
В 1894 году для «Пионера» проложили по дну моря рельсы на расстоянии 50-90 метров от берега. Протяженность магистрали была внушительной и составила 4,5 км. «Длинноногий папочка» отправлялся от специально построенного пирса в Брайтоне и следовал до такого же причала в Роттингдине. В конечной точке для транспортного средства построили электростанцию, а вдоль всей трассы натянули по опорам провода.
Трамвай со спасательными кругами
Но самым удивительным в этом проекте был сам «Пионер». Он представлял собой вагон, похожий на трамвайный, но более вместительный. Его водрузили на платформу, которую, в свою очередь, поставили на высокие опоры. Четыре семиметровые «ноги» опирались каждая на свою тележку с 4 железнодорожными колесами. Вперед «Длинноногого папочку» увлекали два электрических мотора мощностью по 25 лошадиных сил каждый.
Вагон «Пионера» вмещал 150 пассажиров. Они располагались в салоне, на его крыше, а также на платформе. Несмотря на то что «Длинноногого папочку» относили к железнодорожному транспорту, оборудован он был как морское судно. Транспортное средство оснастили спасательными кругами, шлюпками и судовым колоколом-рындой. Более того, в рейс трамвай отправлялся под британским флагом, как и положено судну.
Длинные опоры позволяли прибрежному трамваю перемещаться по морю как при отливе, так и в прилив. Правда, вскоре обнаружился один серьезный недостаток. При низкой воде «Пионер» развивал неплохую скорость, но во время прилива еле полз. Трамвай передвигался со скоростью пешехода, и это многих раздражало. Время в пути серьезно отличалось и точное расписание пассажирам даже не снилось.
Короткая жизнь «Длинноногого папочки»
«Пионер» совершил первый рейс в ноябре 1896 года. Он курсировал неделю, пока не попал в серьезную аварию. В одну из ночей разразился шторм и трамвай, стоящий у пирса, сорвало с места. Ветер и волны оттащили его по рельсам в море, после чего платформа перевернулась. «Пионер» отбуксировали к берегу, восстановили и удлинили опоры. Летом 1897 года он снова начал курсировать между пирсами Брайтона и Роттингдина.
Все было хорошо до 1900 года, пока в Брайтоне не затеяли строительство новых волноломов. Для этого рельсы «Длинноногого папочки» нужно было перенести еще дальше от берега. Это показалось властям слишком затратным и пришлось выбирать между водным трамваем и безопасностью побережья. В приоритете оказалось последнее и в 1901 году часть подводных путей разобрали.
Трамвай больше не мог работать, и без дела ржавел у пирса. В 1910 году его и часть магистрали порезали на металлолом и продали немецким предпринимателям. В наши дни об уникальном транспортном средстве викторианской эпохи напоминают только бетонные шпалы. Их можно увидеть у берега во время отлива.
Смотрите также — Вращающиеся тюрьмы — адское изобретение 19 века, дожившее до наших дней
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!