Цветовая гармония и контраст в фотографии
Если в одежде присутствуют элементы одного или нескольких насыщенных цветовых тонов, то желательно использовать ахроматический фон серого тона. Степень его светлоты легко изменять уровнем освещенности. Большим подспорьем в такой ситуации будут цветные оттенки от фоновых осветительных приборов. Чтобы приглушить, нейтрализовать яркий цветовой тон одежды модели, потребуется подсветка фона с окраской в близкий цветовой тон.
Фотопортретисты могут научиться у живописцев, как выбором подходящего по окраске фона можно приблизить, казалось бы, несочетаемые цвета в одежде. Например, поэт Майков на картине Рокотова изображен в парадном камзоле зеленого цвета с красными отворотами. И художник соединяет в цветовом тоне фона эти два антагонистических цвета — получается зеленовато-коричневый тон, который великолепно гармонирует с тоном лица.
Вяло-насыщенные, малоконтрастные фона и модели, как правило, согласуются друг с другом. В таком ключе отлично получается печать фотографий с моделью, находящейся в раздумьях и созерцании. Контрастные сочетания теплых или холодных тонов допустимы в портретах, олицетворяющих живость, энергию, движение.
С большой осторожностью стоит относиться к применению чисто-белого и чисто-черного фонов. Эти цвета фона, как правило, плохо сочетаются с насыщенными цветовыми пятнами одежды портретируемого.
Говоря о темном фоне в живописных портретах, в качестве примера можно привести работы Рембрандта. Обращает на себя внимание то, что черный фон в его портретах отнюдь не черный, что он имеет довольно широкую градацию и практически нет участков, которые бы не имели цветового оттенка. Не только лица портретируемых освещены локальным световым пучком, но и атмосфера на темных участках фона кажется прозрачной, пронизанной светом, а фон богат рефлексами и отражениями.
Главенство модели в портрете диктует и экспонометрический режим освещения модели и фона. Как правило, лицо модели имеет яркость, примерно в два раза превышающую яркость самого светлого пятна на фоне. Самый яркий элемент на фотоотпечатке в первую очередь привлекает внимание зрителя. Именно поэтому печать фото с яркими цветовыми пятнами всегда более привлекательна.
Цветная художественная фотография не расходится с живописью в таких понятиях, как выдержанность цветового тона, цветовой гаммы, колорита.
Цветовыми отношениями называют различия в светлоте, оттенках и насыщенности между изображаемыми предметами. Насыщенность, или иначе интенсивность, следует понимать как степень выраженности цветового тона или оттенка, т. е. степени отличия данного цвета от серого. Определяя цветовой оттенок, светлоту и насыщенность, можно с известной мерой точности определить цвет любого предмета и найти отличие между двумя или несколькими предметами в кадре.
Все цвета можно подразделить на тёплые и холодные. К первым относят красные, желтые, желто-зеленые. Эти цвета вызывают ассоциации с цветом огня, солнца, раскаленных предметов. Ко вторым относятся сине-зеленые, синие, голубые, сине-фиолетовые цвета, напоминающие лунный свет, зимний пейзаж, лед.
О цветном изображении, выполненном в том или ином цветовом ключе, принято говорить, что на нем ощутим тёплый или холодный колорит. Особенно удачно передает колорит печать цифровых фотографий. Колорит — это определенный тип цветового единства. Колорит допускает комбинацию отдельных локальных цветов при условии подчиненности их преобладающему цвету.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!