Что такое SMM в 2021 году и зачем он нужен бизнесу
Социальные сети стали частью не только нашей повседневной жизни, но и жизни бизнеса. За 2020 год количество пользователей в соцсетях возросло на 490 миллионов человек — это на 13% больше, чем в 2019 году. Глобально пользователи в соцсетях проводят примерно 2 часа 25 минут ежедневно. Более половины всех пользователей совершают покупки онлайн каждый месяц, в том числе через соцсети.
Поэтому бизнесу важно развивать аккаунты в соцсетях для продвижения бренда, выстраивать коммуникацию с клиентами в соцсетях и воронку продаж в мессенджерах. Расскажем, что нужно знать об smm, чтобы успешно продвигать свой или клиентский бизнес в 2021 году.
Что такое SMM
SMM, social media marketing или маркетинг в социальных сетях — это взаимодействие с аудиторией в социальных сетях для продвижения бренда, повышения узнаваемости, укрепления репутации и увеличения лояльности клиентов к бренду. Для достижения этих целей smm использует интересный и полезный для целевой аудитории контент и рекламные публикации.
Цели и задачи SMM
Главная задача smm — продвигать бизнес в соцсетях. Цели smm-стратегии у каждого бизнеса могут быть разными. Но в целом их можно разделить на:
- прибыль: продажи, увеличение ЦА и трафика
- лояльность: текущие клиенты
- имидж: повышение узнаваемости, укрепление репутации, отработка негатива
Любая из этих целей достигается в несколько этапов:
- Анализ аудитории — составление портрета целевой аудитории и исследование спроса потребителей для расширения ЦА и удержания клиентов.
- Формирование сообщества и увеличение уровня вовлечённости — взаимодействие с подписчиками, создание интересного контента и отслеживание трендов.
- Лидогенерация и увеличение продаж — генерация трафика из соцсетей на сайт или формы захвата.
- Повышение узнаваемости компании — увеличение количества подписчиков и охвата, сбор отзывов и управление негативными отзывами.
Чтобы получить максимум эффекта от smm, используйте его в комплексе с другими инструментами интернет-маркетинга.
SMM и другие инструменты маркетинга
Разберёмся, чем smm отличается от других инструментов интернет-маркетинга и как успешно их использовать вместе.
- Контент-маркетинг. Контент-маркетинг – часть smm-стратегии, которая сосредоточена на создании качественного и интересного контента. Сего помощью можно привлекать новую, удерживать старую аудиторию и повышать лояльности клиентов. Контент-маркетинг напрямую связан smm, ведь интересный контент — неотъемлемая часть социальных сетей.
- Таргетированная реклама. Это использование платной рекламы в социальных сетях для привлечения аудитории или продаж. Она помогает показывать контент только той аудитории пользователей социальной сети, которую вы считаете своими потенциальными клиентами.
- Email-маркетинг. Это инструмент продвижения через рассылки писем клиентам. В письмах могут содержаться как промо акции и скидки, так и полезный контент. Компании могут собирать имейлы своих подписчиков через лид-магнит. Лид-магнит — это бесплатный и интересный для подписчика контент, который пользователь может получить, если оставит свой имейл.
- Контекстная реклама. Это платная реклама в гугле или яндексе на основе поисковых запросов пользователей. Вы можете сами выбирать ключевые слова, по которым будут показываться объявления для клиентов. Контекстная реклама работает параллельно с таргетированной — их объединение помогает эффективней продвигать бизнес-аккаунт в соцсетях.
- SEO. Это внутренняя и внешняя оптимизация сайта для продвижения компании в поисковой выдаче. Первые результаты seo-продвижения можно оценить только спустя три-четыре месяца. Для нового сайта — ещё позже, потому что ему нужно сначала заслужить доверие поисковиков, прежде чем они станут показывать его в выдаче. Если у компании есть сайт, нужно разместить ссылку на соцсети на видном месте — тогда пользователи легко смогут найти ссылки, перейти по ним и подписаться на аккаунт компании в удобной для них соцсети.
- SERM. Это управление репутацией в сети c помощью поисковой оптимизации. Если seo нацелено на продвижение сайта, то serm — на его имидже в сети. Инструмент помогает решить две основные задачи: противостоять активному маркетингу конкурентов и бороться с отрицательными отзывами о компании.
Чтобы понимать, когда и как сочетать разные инструменты продвижения, необходимо следить за тенденциями в социальных сетях. Для этого важно следить за событиями в мире и реакцией пользователей соцсетей на них.
SMM-тренды 2021 года
За прошлый 2020 год в соцсетях появилось почти полмиллиарда новых пользователей. Это касается, в том числе и компаний. Из-за пандемии многие офлайн-компании были вынуждены приспосабливаться к новым условиям и искать клиентов в сети, куда они ушли на период локдауна. Некоторым компаниям пришлось полностью пересмотреть своё продвижение, в соответствии с потребностями аудитории в соцсетях. Выделим основные тенденции smm 2021 года.
Ассоциация компании с личными ценностями. Людям всё больше нравится привязывать компании к определённым идеям и ценностям. Сегодня уже недостаточно просто выпускать продукт и контент, нужно нести людям идеалы и убеждения. Многие предпочитают продукцию, которая позиционирует себя как экологически чистая. Потому что в обществе есть эко-запрос. Развитие электромобилей, рост «зелёной» энергетики, спрос на натуральные продукты питания, натуральную одежду и другие факторы являются признаками нарастающей тенденции к экологически чистой продукции. Если ценности компании и человека совпадают, шанс, что он станет клиентом компании больше.
Открытость, прозрачность и честность. Люди наелись тяжёлым люксом в социальных сетях. Чрезмерная роскошь чаще встречает раздражение и негодование пользователей. Неприступные корпорации проигрывают расположение клиентов маленьким брендам, которые ставят себя на один уровень с потребителями и взаимодействуют с подписчиками максимально открыто. У человека возникает больше доверия к компании, если он видит живой контакт с подписчиками: прямые эфиры, переписки в комментариях, репосты публикаций и сторис с отметками компании. Это побуждает подписчиков к диалогу с брендов и формирует для компании лояльного клиента.
Инфлюенсеры — как лидеры мнений. Прозрачность и доверие в тренде, а мелкие блогеры и инфлюенсеры, становятся для брендов эффективным способом расширения охвата и влияния на преданную аудиторию конкретного микроблогера. Сегодня блогер даже с небольшим количеством подписчиков в соцсетях может принести бизнесу деньги за счёт ненавязчивой рекламы их продукции. Людям нравятся пользоваться теми же вещами, которые использую их любимые блогеры и захотят купить вещь именно этого бренда.
Важность личного бренда. Люди охотнее покупают у того, кого знают. Формирование личного бренда требует всё той же открытости и честности, ведь лучше рассказывать людям не только о своих победах, но и о неудачах. Так подписчики будут видеть, что блогер тоже человек и он «на одной волне» с людьми. Это касается и компаний. Непростой процесс и под силу не каждому, но дивиденды вас порадуют.
Короткие видео. Человек каждый день потребляет огромное количество информации — создало спрос на скорость её потребления. Короткие, но понятные, видео до одной минуты приобрели популярность — и этот тренд закрепляется.
Это основные тренды smm 2021 года. Далее мы обсудим что нужно уметь, чтобы считаться smm-специалистом и как этому научиться.
Минимальный набор навыков SMM-специалиста в 2021 году
SMM-менеджер — это копирайтер, фотограф, видеограф, контент-менеджер, маркетолог и рекламщик в одном лице.
Чтобы успешно продвигать бизнес или личный бренд в соцсетях нужно понемногу разбираться во всех этих специальностях: от анализа аудитории и составления стратегии продвижения до привлечения новых подписчиков и создания цепляющего контента.
Обязанности smm-специалиста могут сильно различаться в зависимости от компании и её конкретных целей и задач. Где-то фокус будет на визуальном контенте, где-то на общении с аудиторией, а где-то — на рекламе.
Если вы планируете самостоятельно развивать личный бренд или бизнес в соцсетях, придётся прокачаться во всём и в первую очередь — в маркетинге.
Давайте разберёмся, что входит в «классические» обязанности смм-специалиста в 2021 году.
Подготовка контент-плана. На первых порах будет достаточно знать, что такое контент-план и уметь планировать выпуск контента на месяц вперёд исходя из стратегии бренда. Важно не составлять его на как можно более долгий срок, а попадать в целевую аудиторию, отслеживать реакцию подписчиков и корректировать при необходимости. Будет полезно иметь источники материала, откуда бы вы черпали идеи и вдохновение.
Копирайтинг. В это понятие входит не только умение писать без грамматических и орфографических ошибок, но и создавать интересные истории и публикации. Ваша задача — узнать у аудитории, что ей интересно и дать ей это. Важно не писать открыто коммерческий контент.
Фото, видео, монтаж. Большая часть работы smm-специалиста заключается в создании интересного для аудитории фото и видеоконтента. Навыки работы в фотошопе и других графических редакторах обязательны для smm-менеджера. Уметь монтировать видео было бы плюсом.
Организация коллаборации с блогерами. Для бизнеса партнёрство с блогерами — тренд, поэтому необходимо уметь находить блогера и договариваться с ним сотрудничать. Навыки коммуникабельности и умение находить общий язык с разными людьми были бы большим плюсом.
Настройка таргетированной рекламы. Таргет — часть smm-стратегии, но редко когда специалист в компании сочетает в себе обязанности smm-специалиста и таргетолога. Если вы планируете нанять отдельного человека для этого, то вам нужно хотя бы уметь ориентироваться в рекламном кабинете. Настраивать аудиторию, придумывать креативы и запускать рекламу было бы плюсом.
Итак, мы разобрались, что smm-менеджер — это «универсальный солдат». Давайте поговорим о том, как всему этому научиться.
Как учиться SMM
Изучать smm можно самостоятельно, пойти в институт, на офлайн-курсы или в онлайн-школу. Разберём преимущества и недостатки каждого способа.
Самообучение
Если вы хотите «пощупать» smm и понять, насколько это вам подходит и хотите ли вы заниматься smm профессионально — самообучение ваш вариант.
В интернете масса бесплатной и платной информации: статьи, видео, блоги и аккаунты экспертов и агентств, разбор кейсов, конференции и марафоны.
Если вы умеете находить и структурировать информацию, хорошо организуете себя и управляете временем, вы сможете разобраться в smm самостоятельно.
Офлайн-обучение
Если вы предпочитаете учиться в компании, любите живое общение и нетворкинг — офлайн ваш способ.
Если рассматривать колледжи и вузы, то мы увидим растянутые и устаревшие программы обучения. SMM — динамично развивающаяся сфера. Поэтому к тому моменту как студент заканчивает обучение в колледже или вузе, его знания уже устаревают.
Учитывайте, что не во всех городах вы сможете найти офлайн-курсы по smm, где вас смогут учить опытные специалисты отрасли. Если хотите учиться у определённых спецов, но живёте далеко — выбирайте онлайн-курсы.
Онлайн-курсы
Самый популярный сегодня формат обучения, которые сочетает в себе плюсы самообучения и офлайн-курсов и устраняет их минусы.
Онлайн-курсы — это когда не нужно никуда ехать, можно находиться в любой точке планеты, включить ноутбук, подключить интернет и обучаться чему угодно. Прибавьте к этому отсутствие необходимости копать весь интернет в поисках и структурировании нужной вам информации. И не забудьте про наставника, который подскажет, когда вы застрянете где-то. В плане знакомства с людьми онлайн-курсы тоже предоставляют широкие возможности, ведь вы не ограничены одной физической локацией. Это возможности о которых ещё пару десятков лет назад люди только мечтали.
Главная проблема онлайн-курсов — огромный выбор и курсы по smm не исключение. Чем больше выбор, тем сложнее из всего многообразия на чём-то остановиться и что-то выбрать. Чтобы облегчить вам жизнь, собрали подборку популярных курсов по обучению смм от ведущих онлайн-школ.
Коротко о главном
- SMM в 2021 году — сфера в маркетинге, которая показывает себя перспективнее остальных.
- Главный тренд smm 2021 года — массовый переход офлайн-бизнеса в онлайн вслед за своими клиентами.
- Сейчас в соцсетях важна открытость и честность в общении, ценности бренда. Из форматов — короткие видео.
- Чтобы работать smm-специалистом, нужно уметь анализировать аудиторию и конкурентов, писать интересные тексты, создавать увлекательные картинки и видео, а также разбираться в таргетированной рекламе.
- Проще всего научиться и прокачаться на курсах у экспертов.
- Для тех, кто заинтересован в освоении новой перспективной профессии предлагаем подборку курсов по обучению смм.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!