Были ли в СССР бездомные и нищие
Поклонники СССР любят идеализировать советский строй и сравнивают его с современной Россией. Чаще всего сравнение бывает не в пользу наших дней и одним из важных доводов часто становится благополучие граждан. Действительно, при Советском Союзе мы не видели на улицах и вокзалах бомжей, а в переходах к нам не приставали нищие. Давайте разберемся — их не было в счастливом обществе Страны Советов или они не попадали на глаза по другим причинам?
Институт нищенства на Руси насчитывает не одну сотню лет. Сведения о бездомных и попрошайках можно найти в летописях и документах разных эпох и они существовали всегда, независимо от того, как к ним относилась власть и общество. Неужели СССР удалось совершить историческую победу над бедными, убогими и просто ленивыми?
О том были ли бомжи в СССР существует множество мнений. Наиболее радикальные сторонники советского строя уверены, что их не могло быть в стране, где столько делалось для людей. Бездомных селили в общежития, инвалидов отправляли в специальные заведения, а хитрых и ленивых устраивали на заводы через милицию или, в особых случаях, «исправляли» в колониях и поселениях.
Но есть и диаметрально противоположное мнение, которое говорит о том, что бомжей и прочих деклассированных элементов в Союзе было множество, но от простых людей, а тем более от независимых иностранных журналистов, их тщательно скрывали. Если вы решите найти статистику о бездомных в прессе тех лет, то потратите время зря — в общем доступе ее никогда не было.
Считалось, что в СССР не было предпосылок для появления социально незащищенных людей. Все это осталось в прошлом, в Российской империи и за рубежом, в загнивающих капиталистических странах и угнетаемых ими государствах «третьего мира». Присутствие на улицах послереволюционной Советской России бездомных и побирушек объясняли тяжким наследием царизма.
В 20-х годах прошлого века власть принялась не на шутку бороться с нищими и беспризорниками. Детей, оставшихся без родителей, отправляли в детские дома и специальные молодежные коммуны, а бродяг устраивали на работу. Конечно, далеко не всем хотелось такой заботы и в случае, если политика пряника не помогала, в дело вступал кнут.
Профессиональных нищих отлавливала на улицах больших и малых городов милиция, после чего их судили за бродяжничество и тунеядство и отправляли за решетку. Такие меры были не слишком эффективными, так как они не решали проблемы пожилых людей, не имевших заботливых детей и средств к существованию.
В 1932 году в сфере социальной защиты населения произошел серьезный прорыв — был принят закон о пенсионном обеспечении, действовавший вплоть до 1956 года. Согласно этому закону право на пенсию имели ветераны революции и инвалиды Первой мировой войны. Проблем всех малоимущих такая пенсионная проблема не решала, да и выплаты были мизерными, но все же помощь государства для многих, не желавших побираться, была очень кстати.
На заре советской власти нищие были вне закона. В 1918 году людей, зарабатывавших попрошайничеством, лишали избирательных прав. В 1936 году в Конституции прописали, что гражданин СССР обязан работать. Под работой подразумевались те виды деятельности, которые одобряло государство. Нищенство в список профессий, разумеется, не входило, как и многие другие виды деятельности.
К концу 30-х годов проблему с бродягами и попрошайками почти удалось решить — с улиц исчезли «калики перехожие», старцы в рубище, фальшивые и настоящие инвалиды, а также армия беспризорной шпаны. Но после войны все вернулось на круги своя, причем в гораздо более страшных масштабах.
В 40-х и 50-х на улицах городов появились сотни тысяч военных инвалидов, которые проливали кровь за Родину, но оказались ей не нужны. Кто-то потерял всех родственников и имущество при бомбежках, кого-то разлучили с семьей репрессии, а кто-то просто оказался не нужен семье без рук и ног.
Этих несчастных советская власть «отблагодарила» на совесть. Их отлавливали на улицах и вокзалах, собирали в спецприемниках, а затем вывозили в так называемые «дома инвалидов». По сути, это были места в забытых богом и людьми районах страны, где калекам оставалось только умереть.
Печально известны такие учреждения на Соловках и Валааме ставшие последним пристанищем для тысяч инвалидов войны, среди которых было немало настоящих героев-орденоносцев. Всего в 50-х годах в такие учреждения было отправлено около полумиллиона человек.
Когда умер Сталин, давление на бродяг несколько ослабло, но в 1961 году снова набрало силу. Вышел знаменитый указ о борьбе с тунеядством, который развязывал властям руки для борьбы не только с асоциальными элементами, но и с инакомыслящими. Безработные граждане мешают развитию советского общества — так резюмировала партия и с тунеядством начали сражаться с удвоенной энергией.
Всего 4 месяца достаточно было не работать, чтобы стать преступным элементом в глазах государства. Тунеядцами объявлялись не только бездельники, но и те, кто зарабатывал продажей выращенных на своей земле сельхозпродуктов, кустари, производящие различную мелочевку, люди, подрабатывавшие извозом на собственном транспорте.
Клеймо БОРЗ (без определенного рода занятий), делало человека врагом государства и общества. Именно из этой аббревиатуры родилось слово «борзый», сначала употреблявшееся в криминальной среде, а затем ставшее общепризнанным. Такие борзые люди не подчинялись законам и готовы были попасть за решетку, но не изменить принципам вольной жизни.
Отловом тунеядцев занималась не только советская милиция, но и дружинники. Часто подключались к борьбе и «неравнодушные» соседи и даже родственники. Это был удобный инструмент борьбы с теми, кто занимался искусством, но не следовал канонам, указанным партией. Жертвой закона о тунеядстве стал поэт Иосиф Бродский, которого отправили на несколько лет на поселение на север страны. Там он жил в ужасных условиях и занимался лесозаготовками, «искупая вину перед народом».
В суде у поэта спросили его род занятий и Бродский ответил — «Я поэт». Ему возразили, что поэтом считается в СССР человек, состоящий в Союзе писателей и получающий за свою работу зарплату. После этого последовал суровый приговор.
Наличие нищих, бездомных и безработных тщательно скрывали, поэтому простой советский гражданин был уверен, что в стране их нет. Особенно тщательно зачищали от таких элементов столицу, где чаще всего бывали иностранцы. Самое безобидное, на что мог рассчитывать бродяга — это высылка за 101 километр.
С развалом СССР всем стало не до нищих и жители страны могли воочию убедиться, что эта категория людей есть и она многочисленна. Подводя итог, можно сказать, что в любом обществе с экономическими проблемами бомжи и нищие неизбежно будут существовать и если мы их не видим, значит их от нас хорошо прячут.
Смотрите также:
Жизнь с протянутой рукой: как побирались в царской России,
В Лос-Анджелесе появился симпатичный поселок для бомжей,
Эргономика наоборот: как в разных городах мира борются с бомжами
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!