Букстаграм и букток: как соцсети меняют культуру чтения?
Еще относительно недавно большинство людей считало чтение уединенным процессом, который точно не назовешь частью массовой популярной культуры. Особенно сильно любовь к книгам контрастировала с социальными сетями, где за минуту можно узнать множество разной, никак не связанной информации.
Из-за этого еще более интересно и причудливо выглядят bookstagram и booktok – онлайн-сообщества на популярных контент-платформах, в основе которых лежит любовь к книгам. Рассказываем об их ключевых особенностях, а также как они влияют на литературные тренды и вкусы читателей.
Визуальный формат
В Instagram и TikTok публикуется преимущественно визуальный контент, однако это не помешало популяризации книг на этих платформах. Если раньше люди узнавали об интересных произведениях по аннотациям или отзывам критиков, то теперь балом правит внешняя эстетика.
Бумажная книга давно стала незаменимым элементом уютных фото наряду с кофе, пледом, свечами и прочим антуражем. Многие пользователи справедливо отмечают, что это поверхностный подход и об изысканности литературных вкусов он мало что говорит. Однако популяризация «книжной эстетики» в социальных сетях все равно привлекает внимание миллионов людей к чтению.
Эмоциональные отзывы
В отличие от профессиональных критиков, которые зачастую сухо описывают впечатления о той или иной книге, в букстаграме и буктоке можно узнать о новых произведениях через призму восприятия простого читателя. Люди искренне делятся, какие моменты произведения затронули их и почему. Благодаря этому можно находить единомышленников с вкусами, похожими на вас, а вместе с ними – и новые произведения, которые завлекут не на один десяток часов.
Популяризация талантливых новичков и малоизвестных произведений прошлых лет
Короткие ролики, сопровождающиеся хэштегами букстока и букстаграм, в сумме уже имеют миллиарды просмотров и это значение быстро растет. Благодаря этому формату о малоизвестных, но интересных книгах легко могут узнать миллионы читателей по всему миру.
Порой одного вирусного ролика достаточно, чтобы забытая книга стала бестселлером. Например, на платформе Knigoed можно отслеживать, как соцсети оживляют интерес даже к давним изданиям. Многие авторы популярных на текущий момент бестселлеров получили первую известность и стимул творить дальше именно благодаря социальным сетям.
Тренды на интерес к конкретным жанрам и литературе в целом
Благодаря букстаграму и буктоку у массовой аудитории формируются новые литературные привычки. Популярностью пользуются челленджи на прочтение определенного числа книг в течение ограниченного срока, например – 5 книг за месяц или 50 книг за год. Многих людей такое социальное взаимодействие мотивирует больше читать и расширять свой литературный кругозор.
Также соцсети активно влияют на жанровую моду. В 2025 году, например, особой популярностью пользуются жанры драматического романа, янг-эдалт, психологического триллера и фэнтези. Во многом это связано с их частой упоминаемостью в социальных сетях.
Букток и Букстаграм – важные социальные явления, благодаря которым интерес к книгам не только перекрывается «быстрым» контентом, но и увеличивается за счет него. Благодаря тематическим сообществам читатели находят друзей по литературным интересам и воспринимают литературу не как школьное обязательство, а как способ самоидентификации и самовыражения.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









