Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете

0

Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные даже по нынешним меркам суда. По некоторым данным, существовали беляны длиной до 120 метров. Высота борта могла достигать 6 метров.

Давайте узнаем, в чем же была их уникальность…

Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №1 - BigPicture.ru

Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №2 - BigPicture.ru
Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №3 - BigPicture.ru
Величали их «белянами» — белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузились только обработанным, «белым» лесом — оттого считались более ценными и дорогими.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №4 - BigPicture.ru
Директор краеведческого музея Краснобаковского района Ирина Сергеевна Корина считает, что начало судостроительному промыслу было положено в XVII веке, когда после Стрелецкого бунта 1698 года на Ветлугу и ее приток Усту были сосланы семьи стрельцов, а также провинившихся корабельных мастеров.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №5 - BigPicture.ru
Разновидностей речных судов в свое время было великое множество: гусянки, подчалки, полулодки, паромы, барки… Судостроительное дело считалось престижным и прибыльным: до появления в России доступных железных и автомобильных дорог река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов. В зависимости от особенностей реки на ней пользовались популярностью определенные виды судов.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №6 - BigPicture.ru
Ветлуга прославилась белянами. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №7 - BigPicture.ru
…Красивое это было зрелище — идущая по синим ветлужским водам величественная беляна. Не каждый, наверное, задумывался над тем, ценой какого неимоверного труда создавалась эта красота. Труд сплавщиков можно было сравнить с каторжным, с той лишь разницей, что каторга — это труд подневольный.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №8 - BigPicture.ru
Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тысяч пудов (пуд — 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тысяч пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №9 - BigPicture.ru
Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации. Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №10 - BigPicture.ru
Срубленный лес надо было стащить к сплавной речке (притоку Ветлуги). Здесь бревна связывали в звенья и, когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге (до устья сплавной речки). Делалось это с применением длинных шестов, которыми оттаскивали связанные бревна от берегов, чтобы не было затора, а некоторые отважные молодцы усаживались на небольшие плоты и лихо мчались к устью речонки по быстрой воде, направляя движение плывущего леса.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №11 - BigPicture.ru
Несмотря на то что работа бурлака была очень опасной, угрожающей иногда потерей здоровья и даже гибелью, люди шли сюда, так как работа эта была хотя и скудным, но подспорьем в крестьянской жизни. Женщины тоже работали на белянах, но их труд оплачивался гораздо ниже. Поэтому сплавлялись они в редких случаях, лишь когда плот обслуживала вся семья.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №12 - BigPicture.ru
Лес в беляне укладывался особым способом — ровными рядами с широкими проемами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №13 - BigPicture.ru
Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосны. Расстояние между шпангоутами — не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №14 - BigPicture.ru
Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз — «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае все беляны были всегда белыми, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №15 - BigPicture.ru
Одна из последних белян, начало 20-го века.

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №16 - BigPicture.ru
При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, и их надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №17 - BigPicture.ru
Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля — лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот. Он поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №18 - BigPicture.ru
Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №19 - BigPicture.ru
При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской «под золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны тем не менее богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №20 - BigPicture.ru
Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших — от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так, чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала туда!
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №21 - BigPicture.ru
Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №22 - BigPicture.ru
Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах, и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и, загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №23 - BigPicture.ru
Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж — абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №24 - BigPicture.ru
История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и сами беляны, везли вслед за грузом, вновь собирали их и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №25 - BigPicture.ru
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №26 - BigPicture.ru
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №27 - BigPicture.ru
Фотография: Беляны: пожалуй, самые уникальные речные суда на свете №28 - BigPicture.ru

Смотрите также: Корабли-призраки,
Корабли и офицеры ВМФ Российской империи 1893 года,
Бурлаки в СССР: как появился бессовестный фейк сталинской эпохи

Источник

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Рубрики: история

Теги:

Популярное

Самые горячие темы

Брэд Питт заявил о том, что завершает карьеру

Брэд Питт заявил о том, что завершает карьеру

95 атомных фактов от проводника со стажем, которые должен знать каждый

95 атомных фактов от проводника со стажем, которые должен знать каждый

Коллекция архивных кадров, каждый из которых поведает свою историю

Коллекция архивных кадров, каждый из которых поведает свою историю

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

22 провокационных рисунка, показывающих темную сторону общества

22 провокационных рисунка, показывающих темную сторону общества

Принудительные роды, или Как Чаушеску указом 770 «улучшал» демографию Румынии

Принудительные роды, или Как Чаушеску указом 770 «улучшал» демографию Румынии

5 причин есть овощи зеленого цвета

5 причин есть овощи зеленого цвета

30 редких вещей, которые люди случайно нашли и остались в полном восторге

30 редких вещей, которые люди случайно нашли и остались в полном восторге

Удивительное под ногами, или Что такое «детройтский агат»

Удивительное под ногами, или Что такое «детройтский агат»

26 невероятных фактов, о которых вы, готовы поспорить, не знаете

26 невероятных фактов, о которых вы, готовы поспорить, не знаете

Хотела на море, а получилось как всегда: фото эффектных дачниц в купальниках

Хотела на море, а получилось как всегда: фото эффектных дачниц в купальниках

Зачем в СССР производили треугольные бутылки

Зачем в СССР производили треугольные бутылки

Коты в холодильниках

Коты в холодильниках

Топ-10 странных военных изобретений, которым было не суждено попасть на вооружение

Топ-10 странных военных изобретений, которым было не суждено попасть на вооружение

40 впечатляющих снимков Корейской войны

40 впечатляющих снимков Корейской войны

The Sims: краткая история самого успешного в истории симулятора жизни

The Sims: краткая история самого успешного в истории симулятора жизни