Аттестация на соответствие занимаемой должности

0

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Аттестация на соответствие занимаемой должности — оценка профессиональных качеств, уровня компетентности сотрудника. Процесс определяет соответствие работника требованиям своей роли. Выявляет области для дальнейшего развития.

Бывает сотрудник игнорирует письма, отвечает с опозданием. Систематически приходит позже на совещания, не перезванивает на звонки. Не выполняет задачи в срок, не предупреждает заранее. Когда информация о проблемах поступает поздно и повлиять на результат уже невозможно, то срываются проекты и договоренности с партнерами. Такой работник не соответствует ожиданиям. Может подвести в любой момент. Доверие к нему снижается.

Источник таких трудностей не всегда в отсутствии организованности или самодисциплины. Он чаще связан с низкой социальной компетентностью. Для оценки качества применяются специальные маркеры. Они позволяют выявить его до начала сотрудничества.

Подобные инструменты, в том числе https://ht-lab.ru/testy/katalog/ тесты для сотрудников от HT Lab, помогают работодателю провести объективную оценку персонала. Подтвердить соответствие сотрудника занимаемой должности.

Социальная компетентность — способность выстраивать собственное поведение по нормам и ожиданиям окружающих. Она предполагает:

  • знание основных правил, стандартов взаимодействия, принятых в конкретной среде;
  • готовность оперативно осваивать новые нормы, требования;
  • умение поставить себя на место собеседника, рассмотреть ситуацию с его позиции;
  • способность оценивать мнение окружающих.

В разных проектах встречаются люди, мотивация которых в получении выгоды или заработка. Но интерес HR-менеджера в том, чтобы они участвовали в проекте и занимали в нем свое место.

HR-менеджер созванивается с потенциальным участником. Описывает суть проекта, уточняет уровень заинтересованности, согласовывает удобное время встречи. Подробности и схему проезда отправляет по электронной почте в течение 30 минут. Просит подтвердить получение письма.

Если претендент заинтересован и открыт к взаимодействию, он подтверждает готовность словами или сообщает «Дам ответ позже». Реакция показывает, что коммуникация установлена и носит взаимный характер. Сотрудничество с кандидатами в дальнейшем проходит без сложностей.

Отправляя письмо со схемой проезда, HR-менеджер добавляет напоминание с просьбой подтвердить его получение и готовность к встрече.

Претенденты с высоким уровнем социальной компетентности отвечают на письмо сразу или в течение нескольких часов. Если же они по каким-либо причинам меняют решение, то заранее направляют вежливый отказ.

Маркер — игнорирование или откладывание ответной коммуникации

  1. Игнорирует сообщение. Маркерами низкого уровня компетентности считаются ситуации, когда претендент не отвечает на письмо. В подобных случаях организатор перезванивает, чтобы уточнить факт его получения, и нередко слышит, что письмо действительно дошло до адресата. На вопрос о причине отсутствия подтверждения часто следуют ответы: «Забыл», «Не заметил просьбы подтвердить», «Прочитал, но не успел ответить». Кандидаты этой категории часто не приходят на встречу или отказываются от собеседования. Сообщают об этом в последний момент, иногда вовсе без предупреждения.
  2. Отвечает на сообщение в последний момент. Бывает, что кандидат отвечает на письмо лишь за час или даже за несколько минут до назначенной встречи. Это не имеет большого значения, подтверждает он участие или сообщает об отказе, так как в роли второй стороны организатор уже не может ничего изменить. Например, назначить встречу другому кандидату.
  3. Не приходит на встречу. Бывают ситуации, когда претендент не приходит на встречу. Не сообщает об отказе, причине отсутствия.
  4. Иногда кандидат приходит на встречу, не подтвердив предварительно получение письма.

Объяснение причин поведения

Причины претендентов для объяснения такого поведения разные.

Редко встречаются ситуации, когда отсутствие подтверждения связано с внезапным недомоганием или заболеванием, неожиданными срочными заданиями и поручениями руководства.

Чаще кандидаты объясняют свои действия мотивами вроде «предложение мне не подходило», «я передумал» или «я принял другое предложение».

Разумеется, отказаться от предложения можно на любом этапе переговорного процесса. В оценке компетентности ключевым является не сам факт отказа, а способ, которым он выражается и доводится до организатора.

Социально компетентный человек:

  1. Способен сделать осознанный выбор. Принять или отказаться от предложения, опираясь на свои интеллектуальные ресурсы и силу воли.
  2. Умеет находить пути преодоления сомнений. Уточнить по телефону, обратиться через письмо, открыто обсудить вопросы.
  3. Может корректно сообщить о принятом решении своему партнеру. Учитывает интересы не только свои, но и собеседника.

Человек с низкой социальной компетентностью:

  1. Неспособен самостоятельно принять решение. Не использует в полной мере собственные интеллектуальные, волевые возможности.
  2. Сложно находит приемлемые формы взаимодействия. Сомнения остаются невысказанными. Конструктивный диалог с партнером не складывается.
  3. Нежелание или неспособность своевременно информировать партнера о своем выборе. Процесс общения не завершается корректно, а прерывается. Превращает коммуникацию в нечто необязательное. Подрывает доверие между сторонами.

Причины

Основания для такого поведения могут иметь разную природу. Нередко они связаны с противоречивым отношением человека к поступившему предложению. Он ощущает внутренний разлад. С одной стороны есть интерес. С другой стороны сомнения и колебания. Источник колебаний может крыться в ожидании альтернативных вариантов. Без ответа по другим возможностям, окончательное решение не формируется.

Возникновение сомнений в подобных ситуациях естественно. Любой выбор требует анализа, внутренней оценки. Зрелая личность умеет эти сомнения преодолевать. Человек самостоятельно осмысливает ситуацию или обсуждает ее с партнером для ясности. Он своевременно информирует о своем решении. Демонстрирует уважение к интересам другого.

Причиной отказа от открытого взаимодействия может стать иное основание — игнорирование социальных норм. Оно проявляется в поведении людей, уверенных в своей исключительности.

Маркер — перенос времени встречи

Маркер отражает одну из типичных ситуаций в деловой и повседневной коммуникации. Показывает, насколько уровень компетентности влияет на умение корректно договариваться, поддерживать уважительные отношения.

Социально компетентный человек:

  1. Заранее уведомит о необходимости переноса встречи. Партнер сможет скорректировать свои планы без лишнего стресса.
  2. Укажет причину изменения договоренности. Она будет весомой, уважительной. Обратившись слишком поздно, обязательно принесет извинения.
  3. Предложит несколько вариантов новой даты и времени. Выберет наиболее комфортное для партнера.

Человек с низкой социальной компетентностью:

  1. Обратится с просьбой о переносе в последний момент. Может просить об изменении времени неоднократно, игнорируя неудобства для партнера.
  2. Не считает нужным сообщать причину переноса. Отвечает расплывчатыми формулировками, оставляет собеседника в неведении.
  3. При обсуждении новой даты настаивает на собственных вариантах времени. Не учитывает интересы, возможности другой стороны.

Маркер — опоздание

Маркер — яркий показатель уровня социальной компетентности человека. Как реагирует на задержку, выстраивает коммуникацию. Как демонстрирует отношение к партнеру и к социальным нормам в целом.

Социально компетентный человек:

  1. Заблаговременно продумывает маршрут. Оставляет временной запас, чтобы минимизировать риск опоздания. Прибывает точно к назначенному часу.
  2. В случае непредвиденной задержки своевременно связывается с партнером. Звонит или пишет сообщение. Объясняет причину опоздания, приносит извинения за доставленные неудобства.

Человек с низкой социальной компетентностью:

  1. Отправится на встречу, не продумав возможные трудности в пути (пробки, поломка транспорта).
  2. Не сочтет нужным предупредить о вероятной задержке.
  3. При опоздании не извинится, не даст понятного объяснения.

Причины

Поведение может вызываться желанием занять доминирующую позицию в коммуникации. При амбивалентном отношении к самому предложению. Источником затруднений нередко становится сознательное или полусознательное игнорирование социальных норм. Это иллюзия собственной исключительности, ощущение превосходства.

Маркер — чрезмерная подстройка под интересы партнера по коммуникации

Есть категория людей, стремящихся подчеркнуть свою ориентированность на ожидания партнера. Манера поведения в коммуникативной ситуации выглядит чрезмерно выверенной. Отвечая на письмо с приглашением, могут откликаться в форме зеркального исходного текста. На встречу приходят за полчаса до назначенного времени. Демонстрируют предельную дисциплинированность. Мелкая неточность или промах сопровождается эмоциональными извинениями.

Трудности при дальнейшем взаимодействии с такими участниками проекта состоят в их двойственной позиции. Дисциплинированные исполнители не склонны открыто обозначать собственные интересы, потребности. У них возникает ощущение использования, способны внезапно покинуть проект.

Социально компетентный человек:

  1. Стремится поддерживать равновесие между собственными интересами и интересами партнеров;
  2. Способен ясно и корректно обозначать свои потребности, ожидания;
  3. Умеет подобрать уместный момент и адекватную форму для информирования коллег о своих интересах.

Человек с низкой социальной компетентностью:

  1. Не способен поддерживать равновесие между собственными интересами и интересами партнеров;
  2. Не владеет навыком корректного обозначения своих потребностей и ожиданий в рабочем или личном общении;
  3. Не умеет выбрать момент и способ для информирования о своих интересах;
  4. Сталкивается с серьезными трудностями при адаптации к новым обстоятельствам.

Причины

Основой подобных проявлений выступают внутренняя неуверенность, заниженная самооценка и недостаточно развитое чувство самоуважения.

Социальная компетентность опирается на базу эмоциональной компетентности. Является ее надстройкой. Можно предположить, низкий уровень развития сопряжен с недостаточной сформированностью эмоциональной сферы. Под последней понимается способность человека осознавать и контролировать собственные переживания. Понимать эмоциональные состояния окружающих, воздействовать на них.

Что следует предпринимать

Опираться на собственные наблюдения и внутренние ощущения при общении. Помнить, что в коммуникации не существует несущественных деталей. Внимание к мелочам и тонким нюансам играет ключевую роль. Не бойтесь уточнять причины тех или иных особенностей или отклонений в поведении собеседника.

 

 

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Живопись Дениса Саражина: красота и драма человеческого тела

Живопись Дениса Саражина: красота и драма человеческого тела

Тайна смерти Элизы Лэм: несчастный случай, убийство или проклятие старого отеля?

Тайна смерти Элизы Лэм: несчастный случай, убийство или проклятие старого отеля?

Зачем американские солдаты во Вьетнаме носили на касках игральные карты

Зачем американские солдаты во Вьетнаме носили на касках игральные карты

Новые посты

15 забавных ретро-комиксов о красотке по имени Юцика

15 забавных ретро-комиксов о красотке по имени Юцика

Стильное британское ню как оно есть

Стильное британское ню как оно есть

Услада для глаз — 22 фотографии, на которых идеально все

Услада для глаз — 22 фотографии, на которых идеально все

Очень странные вещи, которые возбуждали древних египтян

Очень странные вещи, которые возбуждали древних египтян

10 обыденных вещей, которыми люди приближают глобальную экологическую катастрофу

10 обыденных вещей, которыми люди приближают глобальную экологическую катастрофу

Комета Галлея и несостоявшийся апокалипсис 1910 года

Комета Галлея и несостоявшийся апокалипсис 1910 года

Выкладываться на 120 процентов: музыканты до и после рок-концерта

Выкладываться на 120 процентов: музыканты до и после рок-концерта

Советский Союз и его люди на снимках Михаила Блонштейна

Советский Союз и его люди на снимках Михаила Блонштейна

Кулинарные пристрастия Петра I: какие деликатесы предпочитал царь-реформатор

Кулинарные пристрастия Петра I: какие деликатесы предпочитал царь-реформатор

10 примеров свастики в различных культурах, которые никак не связаны с идеологией нацистов

10 примеров свастики в различных культурах, которые никак не связаны с идеологией нацистов

Повседневная жизнь в советской Грузии 1976 года в фотографиях шведского фотографа

Повседневная жизнь в советской Грузии 1976 года в фотографиях шведского фотографа

Редкие кадры со съемок советских фильмов

Редкие кадры со съемок советских фильмов