Александр Каменский о работе современного музыкального продюсера
О музыкальном продюсировании в российском обществе сложилось множество стереотипов, а из девяностых тянется такой образ продюсера: эпатажный мужчина в шубе и солнцезащитных очках, который отрывается на вечеринках в центре Москвы с молодыми девушками и сорит деньгами.
На самом деле современный музыкальный продюсер — это уже не просто человек, который стоит за кулисами музыкальной индустрии. Его роль гораздо глубже и многограннее: от голосовой заметки на диктофоне до готовой песни на радио или саундтрека в кино, от случайной идеи до создания уникального звучания артиста. Александр Каменский, музыкальный продюсер и композитор, разрушает стереотипы и рассказывает, в чем на самом деле заключается работа специалиста, имя которого часто остается за кадром.
Какие навыки нужны музыкальному продюсеру
Музыкальный продюсер (от англ. music ― «музыка» и produce ― «производить») — это человек с музыкальным образованием либо тонким музыкальным чутьем и большим опытом. Его главная задача ― производить музыку. Он может делать это самостоятельно или с помощью других специалистов, например сессионных музыкантов, звукорежиссеров и аранжировщиков.
«Продюсер ― человек, который знает, как от первой ноты до последней правки в мастеринг произвести любую музыку, которая является для него профильной».
— Александр Каменский
Чтобы стать продюсером, необходимо полностью понимать процесс создания музыки: разбираться в исполнительских искусствах, продюсировании вокала, уметь оценивать качество лирики, которую пишут авторы текстов.
По мнению Александра Каменского, профильного образования, которое учитывает все аспекты работы музыкального продюсера, в нашей стране сейчас нет. На отдельных курсах можно обучиться менеджменту, звукорежиссуре или работе с аранжировками, но комплексную программу, дающую полное погружение в профессию, найти сложно. Также помимо образования специалисту нужно постоянно практиковаться. Такое обучение невозможно пройти за полгода или год, это гораздо более длительный процесс.
«Важно, чтобы человек с дипломом продюсера разбирался в создании музыки и не впадал в ступор из-за вопросов звукорежиссуры вроде “Тут надо подрезать нижнюю середину?» или мог самостоятельно оценить качество сборки вокала».
— Александр Каменский
Составляющие работы продюсера
Александр Каменский уверен, что продюсирование включает в себя как организационную работу, так и творчество, и отделять их нельзя. Большую часть организационных моментов берет на себя ассистент, в то время как продюсер должен давать верные указания и контролировать процесс. Решение ключевых вопросов, например кого позвать на запись и в какой студии записывать музыку, остается за продюсером.
Чаще всего музыкальный продюсер сам является музыкантом, причем необязательно композитором или исполнителем — есть также успешные диджеи, которые развили навыки до высокого уровня и перешли к продюсированию. Вне зависимости от бэкграунда, специалист должен обладать незаурядным музыкальным чутьем — без этого вряд ли получится успешный опыт продюсирования.
Работа над проектами и взаимодействие с артистами
Любой проект начинается с идеи: иногда она придумывается для конкретного артиста, иногда ― просто приходит. Затем начинается поиск специалистов для выполнения различных задач — одна из любимых частей работы Александра Каменского. Для воплощения своих идей он находит самых талантливых и профессиональных исполнителей и отмечает, что такое сотрудничество — это всегда и приятное общение, и обмен опытом.
Также Александр считает, что создавать музыку под рынок — заведомо тупиковый путь, потому что это всегда будет посредственно и малоуспешно. Для создания интересной музыки важны наслушанность и понимание времени, в котором живешь. Но важнее всего — искренность, с который создается музыка. По мнению Александра, даже самая противная попса, ставшая популярной, была сделана искренне и именно поэтому стала популярной. Тот, кто создал эту музыку, искренне верил в нее делал ее в удовольствие, а художественный аспект — это уже дело вкуса, хорошего или плохого.
«Ориентироваться надо только на то, что играет у тебя в голове. Если ничего не играет, лучше не заниматься этой деятельностью, потому что только видение полной картины отличает просто музыканта от продюсера».
— Александр Каменский
В любом поп-проекте ключевую роль играет артист, с которым работает продюсер. Часто между участниками проекта завязывается «музыкальная дружба», которая дает дополнительный стимул работать на результат.
«Когда есть правильный вайб, тогда и рождается волшебство. Это может случиться на разных этапах создания музыки: несколько человек что-то создали, переглядываются друг с другом и понимают, что родилась самость. Это потрясающий момент, один из моих любимых. Как и финальный мастеринг, когда слушаешь и понимаешь, что вложил в проект все, что мог вложить, и это звучит так, как ты себе представлял».
— Александр Каменский
Александр Каменский: биография
Александр Дмитриевич Каменский ― российский аранжировщик, музыкальный продюсер и композитор. Автор проекта Atlas Modus. Сотрудничает с Димой Биланом, проводит сонграйтинг-кэмпы. Участвовал в создании саундтреков к фильмам «Лед», «Викинг», «Клипмейкеры», а также к иммерсивному спектаклю «Преступление и наказание».
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!