Акушерка Энн Ломан — пособница разврата, убийца и… спасительница
1 Апреля 1878 года, в Нью-Йорке, в особняке на Пятой авеню, нашли тело женщины. Покойница была полностью обнажена, но о надругательстве речь не шла. Погибшей было за 60 и, вероятнее всего, с ней расправились по каким-то иным мотивам. Их, кстати, хватало, ведь жертвой была никто иная как акушерка Энн Ломан. Одни считали ее пособницей разврата и дьяволом во плоти, а другие — спасительницей.
Энн Троу, прославившаяся позднее как Энн Леман, родилась в 1811 году в бедной крестьянской семье из английского графства Глостершир. Семья была многодетной — у маленькой Энн было 7 братьев. Еще подростком девочка вместе с тремя братьями уехала искать лучшую жизнь в США.
За океаном компания распалась. Два брата начали устраивать свою судьбу сами, а с Энн остался только один — Джозеф. У парня была одна нога и он передвигался на деревянном протезе. В 1829 году девушка вышла замуж за такого же мигранта — Генри Саммерса из британского городка Уилтшир.
У пары родилась дочь, но вскоре после этого Генри заболел и умер от лихорадки. Энн пришлось нелегко. Она работала швеей и заработка едва хватало, чтобы прокормить себя и ребенка. Брат-инвалид освоил швейное дело и работал вместе с ней. В 1833 году женщина познакомилась с Чарльзом Р. Ломаном. Он тоже был переселенцем — выходцем из Российской империи.
Бизнес на несчастье
Ломан работал в типографии газеты New York Herald и отличался свободомыслием. Он был поборником свободы личности и широко пропагандировал свои взгляды. Вместе с братом Энн Джозефом, Чарльз издал в 1847 году книгу с интригующим названием «Личный медицинский компаньон замужней женщины».
Аннотация книги гласила, что труд посвящен животрепещущим темам:
Выпуск такой книги был очень смелым поступков. В 19 столетии все, что так или иначе касалось женского здоровья, было табуировано и считалось неприличным. Вместе с тем была очень актуальна тема абортов. Контрацепция еще только развивалась и прерывание нежелательной беременности было основным способом контроля рождаемости.
Аборты, несмотря на негативное отношение общества, были очень популярны. Появление на свет внебрачного ребенка могло сломать женщине жизнь. Энн быстро прониклась идеями супруга и поняла, что на этом можно неплохо заработать. Впоследствии женщина говорила, что ее обучал акушерскому делу известный французский врач Рестелл. Но это была неправда. Такую фамилию носила бабушка Энн Ломан и она показалась подходящей для солидного, но вымышленного европейского медика.
Как появился «рестеллизм»
Известно, что Энн несколько раз ездила в Англию. Но сказать точно, было ли у нее хоть какое-то медицинское образование, нельзя. Свой бизнес Энн Ломан начала с малого. Под псевдонимом «мадам Рестелл» она начала продавать «профилактические порошки». Проще говоря, она торговала противозачаточными средствами и препаратами, вызывающими выкидыши.
Аборты в США в то время были вне закона, но на медикаменты запрет не распространялся. Торговля шла очень бойко — Энн Ломан отправляла свой товар по почте, или передавала клиентам лично. Состав всех «профилактических порошков» того времени был примерно одинаковым. В него входили растения: спорынья, каломель, алоэ, морозник. Реже применяли мышьяк, свинец, ртуть или мыльную щелочь. Далеко не все из этих ингридиентов были безопасными для здоровья.
С рекламой средств у Ломан не было проблем. Она давала в газеты завуалированные объявления, которые были хорошо понятны клиенткам. Бизнес Энн стал настолько масштабным, что появился термин «рестеллизм». В Американской медицинской ассоциации (AMA) были обеспокоены бурной деятельностью шарлатанки. «Рестеллизм» считали детоубийством и пособничеством разврата.
Вскоре в Нью-Йорке про Энн Ломан начали рассказывать и другие неприятные истории. Ее обвиняли в том, что она тайно принимала у себя дома роды, а младенцев подкидывала к дверям приютов. В 1839 году мадам Рестелл уже была настоящей городской легендой. Ее ненавидели и ей восхищались. Консерваторы желали суда над ней, а брошенные в положении женщины молились на нее как на спасительницу.
Жертвы мадам Рестелл
В 1840 году Энн Ломан впервые попала в руки правосудия. Одна из пациенток акушерки заявила, что во время родов та заразила ее туберкулезом. Еще через год поступил иск от некоей Мэри Эпплгейт из Филадельфии. Она обратилась к акушерке по совету своего жениха, чтобы тайно родить.
Вскоре после этого Мэри рассталась со своим парнем. Женщина вспомнила о ребенке и вернулась в Ньюб-Йорк. Но малыш к тому времени был передан на усыновление. По крайней мере именно так заявила Энн Ломан. В этот раз дело развалилось, так как Эпплгейт отказалась от своих претензий. Скорее всего, Ломан пришлось заплатить ей за это.
В 1841 году из реки Гудзон выловили тело Мэри Роджерс. В газетах написали, что она стала жертвой «рестеллизма». Этот случай вдохновил писателя Эдгара По на написание детективного рассказа «Тайна мадам Роже». В 1845 году запретили и медикаментозные аборты. В связи с этим вся деятельность Энн Леман стала незаконной.
Но к этому времени у Ломан был огромный опыт и ей удавалось избегать наказания. В 1847 году горничная Мария Бодин забеременела от своего работодателя. Тот снабдил ее деньгами и отправил к мадам Рестелл. Срок беременности был поздним, и аборт подорвал здоровье молодой женщины. Потерпевшая обратилась к врачам, которые оповестили полицию.
В этот раз Энн Ломан едва не угодила за решетку. Ей удалось выкрутиться, оклеветав истицу. Она заявила, что Бодин ее оговорила, а реальная причина ее недуга — запущенный сифилис, полученный во время занятий проституцией. Акушерка отделалась штрафом. После этого она стала максимально осторожной и больше не делала хирургические операции. Но в 1855 году ее снова вызвали в суд. На этот раз тяжба касалась ущерба здоровью, вызванного чудесными порошкам мадам. И опять Энн Ломан вышла сухой из воды.
Последний арест и загадочная смерть
В 1873 году борец за нравственность Энтони Комсток добился запрета на публикацию любой непристойной информации. В эту категорию входило и все, что касалось контрацепции и прерывании беременности. Хотя Энн Ломан и была крайне осторожна, вскоре она попалась. Комсток в 1878 году лично провел контрольную закупку препаратов у акушерки и поймал ее за руку.
Обвинения были настолько серьезными, что Ломан посадили за решетку. Ей удалось выйти на свободу под залог. Речь шла об астрономической для того времени сумме 10 тыс. долларов. В ожидании суда женщина находилась дома. Именно там и нашла ее смерть. У мадам Рестелл было перерезано горло. Официальная версия полиции гласит, что она свела счеты с жизнью. Но опытные люди уверены, что самостоятельно нанести себе такую рану как у Ломан просто невозможно.
Смотрите также — Жуткая реальность ирландских приютов, где скрывали женщин, забеременевших вне брака: история Шейлы
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!