Почему богатых крестьян называли кулаками
Большинство из нас уверены, что зажиточных крестьян начали называть «кулаками» после революции. В основном связывают это с организацией колхозов и изъятием у богачей скота, сельхозинвентаря и зерна — «раскулачиванием». Но на самом деле термин этот появился гораздо раньше, когда о большевиках никто даже не слышал. Правда, значение он имел немного другое.
Первые российские спекулянты
В дореволюционной России в деревнях кулаками обзывали тоже богачей. Но совсем не тех, кто сделал себе состояние тяжким трудом или честной торговлей. Удостаивались этого пренебрежительного звания ростовщики и перекупщики, которых никто не уважал.
В середине 19 века Владимир Иванович Даль, автор знаменитого словаря, писал об этом так:
Впервые слово «кулак» или «кулатчик» начали употреблять еще в 17 столетии. При этом называли так вовсе не крестьян, а нечистых на руку горожан. Тогда дельцы скупали у людей, привозивших свою продукцию из деревень на рынок, с целью выгодной перепродажи. Разумеется, в этом бизнесе царили обман, обсчет и обвес.
Это неприятное явление, которое при СССР назвали бы спекуляцией, вредило городской экономике. В 1694 году московские бояре издали указ «О нечинении перекупа привозимых на рынки крестьянами припасов». Скупка была запрещена, чтобы «торговым приезжим и Московским жителям от тех скупщиков и кулатчиков обиды и разорения отнюдь не было». Нарушителей подвергали штрафам и телесным наказаниям, а самых нахальных даже бросали в темницу.
Деревенские кулаки и их жертвы
В деревнях же кулаками называли тех, кто разбогател, не работая в поле и не занимаясь ремеслами. Это были люди, дающие в долг под проценты, скупающие у попавших в беду зерно и скот с целью перепродать, сдающие в аренду лошадей для обработки земли. У крестьян редко бывали деньги, поэтому рассчитывались они частью урожая, причем немалой.
Кулаки, обманывая крестьян, загоняли их в большие долги. Некоторые семьи, однажды взяв что-то в долг, попадали в кабалу и расплачивались годами. Иногда, не имея возможности отдать занятое, они работали на поле кулака как батраки. Кулаками их называли потому, что они держали всех вокруг «в кулаке». Бывало и так, что такой богач диктовал свои условия даже старейшинам, фактически получая над деревней полную власть.
Есть и другая версия этого названия. Часть лингвистов считает, что «кулак» происходит от «куль, кулек» и «кутать». То есть, говоря простым языком, кулак — это мешочник, набивающий закрома за счет других. Возможно, есть аналогия и с такой популярной и ныне фразой, как «денежный мешок».
В литературе слово «кулак» первым применил Н. В. Гоголь в своих «Мертвых душах». Главный герой, Чичиков, употребил его по отношению к помещику Собакевичу:
Другой русский классик, М.Е. Салтыков-Щедрин тоже обращался к этому образу. В книге «Мелочи жизни» автор описывает суть такого богача:
Кулаки в СССР
Определение «кулак» пришлось по нраву большевистским пропагандистам. С 1918 года они начали обличать крестьян, которые отказывались сдавать зерно в специально организованные пункты. Представители советской власти действовали вероломно — они вынуждали крестьян расставаться с их урожаем по смехотворной цене.
Кулаками стали называть не только перекупщиков, но и вообще всех нелояльных к советской власти крестьян. В начале 1920 годов о кулаках начали говорить меньше и, казалось, здравый смысл победил. Но в 1929 году раскулачивание вновь стало трендом. Теперь власти загоняли жителей деревень в колхозы и заставляли отдавать имущество.
Тех, кто не хотел вести коллективное хозяйство или жил благодаря своему труду в достатке, уравняли с перекупщиками и начали жестко преследовать. Признанных кулаками людей лишали скота, земли, орудий труда и даже жилья. Их тысячами арестовывали и отправляли целыми семьями в Сибирь.
Если кто-то возмущался, его признавали «контрреволюционным кулацким активом» и расстреливали. До сих пор точно неизвестно, сколько людей попали под «раскулачивание». Некоторые исследователи даже называют цифру 4 млн человек. Многие из этих людей даже не были зажиточными. На них просто написали донос недоброжелатели.
Государство получало от борьбы с кулаками большую выгоду. Когда семью «мироеда» отправляли в товарном вагоне в лагерь или на поселение, все его имущество отбирали. Сам кулак становился бесплатной рабочей силой на лесоповалах, стройках и шахтах.
Борьба с кулаками уничтожила крестьянство как класс. Попав в колхоз, деревенские жители теряли стимул работать, ведь львиную долю плодов их труда доставалась государству.
Смотрите также — Почему тамбовские крестьяне посадили на кол большевичку Софью Гельберг
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!