«Как ужасно быть женатым», или Странная любовь Даниила Хармса и Марины Малич

0

О своей второй жене Даниил Хармс написал в 1938 году так — «Я очень люблю ее, но как ужасно быть женатым». Возможно, точно так же могла сказать о замужестве и Марина Малич — главная женщина в жизни поэта. Она терпела его безумные выходки и постоянные измены, была благодарной аудиторией его произведений и изо всех сил пыталась сохранить семью, пока не отчаялась.

Bigpicture ru 0099

Марина Малич родилась в дворянской семье Голицыных, но была внебрачным ребенком. Поэтому ей досталась девичья фамилия бабушки, а отчество по дедушке. Родив дочь, мать Марины быстро уехала во Францию, доверив воспитание ребенка замужней сестре Елизавете. У тетки была своя дочь — Ольга, благодаря которой и состоялось знакомство Малич с Хармсом.

Bigpicture ru preview square preview picture d7bfe0ed db04 4f3a b436 163ae6a2e768

Однажды в августе в дверях квартиры появился странный молодой человек. Одет он был ярко и вызывающе для советского человека. Позднее Марина вспоминала, что своим клетчатым пиджаком, короткими брюками и гетрами он напоминал утрированного иностранца из детских книжек. Но больше всего поражали в мужчине глаза — они были ярко-голубыми и глядели пристально и настороженно.

Звали гостя Даниил Хармс и пришел он к Ольге. Марина, как незаконнорожденный и нежеланный ребенок привыкла быть всегда в тени других, но именно это, скорее всего, и привлекло поэта. Он зачастил в гости и все были уверены, что он посватается к Ольге. Но Даниил совершенно неожиданно предложил выйти замуж за него Марине. Она согласилась, и дальше все происходило стремительно.

Жизнь с Хармсом

Молодые люди не играли свадьбу и даже не устраивали застолье для друзей. Они были возмутительно бедны и просто расписались в загсе. Фамилию молодой супруге Хармс предложил не менять, справедливо рассудив, что так будет безопаснее. Он уверял жену, что ей будет легче жить с фамилией Малич, если его арестуют. После регистрации брака Марина сразу же переехала в комнату мужа в коммунальной квартире.

Bigpicture ru скриншот 02.02.22 01.35.56

18-летняя Марина Малич. 1930 год

Жилище супруга было настоящей «вороньей слободкой». Отделенные хлипкими перегородками жили рядом отец Даниила, сестра с ненавистным Хармсу мужем-большевиком и молодая девушка с прикованной к постели матерью. Все жили друг у друга на виду, знали все подробности и открыто ненавидели друг друга. В квартиру тетки Елизаветы, в которой Марина выросла, путь ей был закрыт из-за оскорбленных чувств Ольги.

Совместная жизнь Марины и Даниила была наполнена событиями, затеями и обидами. В лице жены поэт встретил настоящего друга и благодарного слушателя. Она смеялась, когда он читал ей стихи, поддерживала его, когда он творил невообразимое, прощала то, что не потерпела бы другая.

Хармс вел себя с женой также эксцентрично, как и с другими. Он мог разбудить ее среди ночи, чтобы вместе красить печь в розовый цвет. Или устроить нелепую ночную охоту на крыс, которых в комнате голодающей молодой семьи не было отродясь. Однажды Даниил потребовал, чтобы Малич обрезала свою гордость — длинную косу. Поэт утверждал, что волосы постоянно плавают в его супе. Женщина молча лишила себя волос.

Bigpicture ru 236df5bcfb2cdaa84362ca986d91bc52

Марина Малич играет Баха в комнате Хармса

Поэт продолжал вести богемный образ жизни. Он ходил в своем смешном костюме в гости и нам вечеринки, а Марина ждала его дома. Она не могла даже устроиться на работу, ведь у нее не было приличной одежды и обуви. Часто жена поэта голодала, так как Хармс, питаясь в гостях, почти никогда не приносил еду домой.

Однажды из-за голода Марина слегла и уже приготовилась умирать. Но Хармс принес ей откуда-то кусок сахара и вернул к жизни. Обид, нанесенных супругом, было не счесть. Как-то раз супруг раздобыл талоны на женские туфли. Показав их Марине, поэт сообщил, что отдаст их первой жене — Эстер. Мотивировал он это тем, что та живет одна и несчастная, а они вдвоем и счастливые. Малич снова осталась без обуви.

Даниил Хармс и женщины

Но больше всего страданий Марине причиняла неверность мужа. Она знала, что из-за этого распался его первый брак и надеялась, что все будет не так. Но Хармс был неисправим. Казалось, что он влюблялся по несколько раз в день и столько же раз разочаровывался. Он не стеснялся приводить любовниц в их комнату и даже этого не скрывал.

Bigpicture ru 98b5f8c39da0cd1fcf52df326ce10866 ce 1707x1180x0x161 cropped 666x444

Хармс и одна из его женщин — Алиса Порет

Иногда Марина приходила домой и натыкалась на запертую изнутри дверь. Хармс кричал ей, чтобы она шла, погуляла, и это значило, что он был не сам. А как-то раз рассказал жене о том, что иногда спит с ее сводной сестрой, той самой Ольгой. При этом просил не подавать виду, так как Ольга ранимая. Это было сделать несложно, ведь из-за Даниила они давно уже даже не здоровались.

Со временем Марина впала в полное отчаяние. Она много раз хотела развестись с поэтом, но ее постоянно отговаривали. Пару раз, застав дома каких-то женщин, Малич отправлялась на железнодорожную станцию, чтобы броситься под поезд. Но повторить поступок Анны Карениной у нее не получилось.

Bigpicture ru 7harms

Каждый раз при приближении поезда ей становилось страшно. Марина просто подолгу сидела на скамейке, встречая и провожая составы. Потом она брела домой, чтобы узнать об очередных похождениях непутевого супруга. Марина понимала, что больше не любит человека, который совершенно ею не дорожит, но продолжала жить с этим дальше. Хармс, казалось, не замечает, что его поведение убивает Марину. Однажды он посвящает ей шуточное стихотворение.

Если встретится мерзавка
на пути моем — убью!
Только рыбка, только травка
та, которую люблю.
Только ты, моя Фефюлька,
друг мой верный, все поймешь,
как бумажка, как свистулька,
от меня не отойдешь.
Я, душой хотя и кроток,
но за сто прекрасных дам
и за тысячу красоток
я Фефюльку не отдам!

Конец

В самом начале войны за Хармсом пришли из НКВД. Его арестовали по доносу женщины-агента, которая вращалась в ленинградских поэтических кругах. В тюрьму Даниил не попал, поскольку его признали психически больным. Поэта отправили в тюремную больницу и многим казалось, что он избежал верной смерти. Но это было не так.

Bigpicture ru 10526

Фото из дела Хармса. 1941 год

Марина с первого же дня начала носить мужу передачки, отрывая от себя последнее. В третий свой визит в психиатрическое  отделение тюремной больницы «Крестов» она узнала, что его перевели в Новосибирск. Но очень скоро все же ей сказали, что Даниил Иванович Хармс умер. Это случилось 2 февраля 1942 года в самый голодный период блокады Ленинграда. Поэта убили голод и холод.

Неожиданно оказалось, что, сохранив печать о браке в паспорте, Малич получила шанс на спасение. Ее как жену литератора эвакуировали из Ленинграда. Правда, вскоре Марина оказалась на оккупированной территории и ее угнали в Германию. Когда война закончилась, Малич решила не возвращаться в СССР, где ее никто не ждал. Она перешла на территорию, контролируемую союзниками. Оттуда ей удалось, выдав себя за француженку, выехать во Францию, к родной матери.

В чужой стране Марина вышла замуж и родила сына. Брак снова оказался неудачным и распался. Потом женщина перебралась за океан, в далекую Венесуэлу. Там она преподавала йогу и учила местных французскому языку. В Южной Америке она третий раз вышла замуж, за простого таксиста, эмигранта Василия Дурново. Когда супруг умер, Марина переехала к сыну Дмитрию в США, где и умерла в 2002 году в возрасте 90 лет.

Bigpicture ru 5qeerpc2c9y

Марина Малич с портретом Даниила Хармса

Незадолго до смерти Марина Малич надиктовала воспоминания, благодаря которым мир и узнал историю ее отношений с поэтом Даниилом Хармсом. Кстати, женщина давно простила Хармса и, несмотря ни на что, сказала о нем много теплых слов.

Смотрите также — Последняя любовь поэта Михалкова: 84 года против 36

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

«Визуальная некромантия»: пугающий мир цифрового художника Бориса Гроха

«Визуальная некромантия»: пугающий мир цифрового художника Бориса Гроха

Как наши предки боролись с бессонницей

Как наши предки боролись с бессонницей

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

Почему принято дарить нечетное количество цветов

Почему принято дарить нечетное количество цветов

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц

Что русские выращивали на огороде до появления картошки

Что русские выращивали на огороде до появления картошки

Комплексы, страхи и фантазии: что говорят о нас неосознанные покупки

Комплексы, страхи и фантазии: что говорят о нас неосознанные покупки

Чума избыточного веса: фотоистория LIFE про похудение американки Дороти

Чума избыточного веса: фотоистория LIFE про похудение американки Дороти

Как делали макароны в первой половине XX века

Как делали макароны в первой половине XX века