Что такое «младенческая амнезия», или Почему мы не помним себя до 3 лет
Загадка, связанная с отсутствием воспоминаний о первых 3 — 3,5 годах жизни человека, не давала покоя ученым долгие столетия. Почему человек, получая самый бесценный опыт своей жизни и самые яркие впечатления от мира, не помнит эти важные моменты? Сегодня наука знает лишь приблизительный ответ на этот вопрос, и мы постараемся популярно объяснить этот феномен.
В первые годы жизни головной мозг ребенка еще полностью не сформировался и занят более важными делами, чем сохранение каких-либо впечатлений. Если вам кажется, что у вас есть младенческие воспоминания, то ученые готовы вас разочаровать — это иллюзорные, или как их еще называют «ложные воспоминания». Они основаны на опыте и знаниях, полученными нами позднее, хотя в это и сложно поверить.
Даже после первого реального воспоминания, в котором мы абсолютно уверены, могут быть значительные пробелы и обрывочные «зарубки». Полноценно человеческая память начинает работать гораздо позднее и возраст этот у каждого индивидуален. Для отсутствия воспоминаний в раннем детстве Зигмунд Фрейд придумал особый термин — «младенческая амнезия» и проблема эта занимала великого психолога не меньше чем сексуальность.
Ребенок начинает тренировать свой мозг еще в утробе матери, а в раннем младенческом возрасте формируют по 700 новых нейронных связей в секунду. В первые годы жизни ребенок проявляет поистине феноменальные способности к изучению языков, которые недоступны большинству взрослых полиглотов. Именно поэтому в старину дети из дворянских семей осваивали вместе с родным языком французский, немецкий и английский и к 5-6 годам уже свободно ими владели.
Так почему, обладая такими феноменальными особенностями в первые месяцы и годы жизни, мы теряем воспоминания? Некоторые ученые считают, что «младенческая амнезия» никакой не феномен и не загадка, а естественный процесс утраты информации, которую мы называем забыванием. Ведь и взрослые люди могут терять некие данные, если им не приходится ими пользоваться, например, забывать чьи-то адреса, лица, телефонные номера и фамилии.
Первым ученым, серьезно занявшимся этим вопросом, стал немецкий психолог Герман Эббингауз, живший в 19 веке. Этот человек, не имея методик исследования памяти, сам их создал и над собой же ставил первые в мире науки эксперименты такого рода. Для чистоты опыта Эббингаузу нужно было получить чистый, не занятый информацией мозг. Сделать это удалось, запоминая тысячи бессмысленных сочетаний букв, например, «сланс» и «каг».
По мере запоминания психолог заметил, что некоторые несуществующие слова, которые он выучил ранее, постепенно стираются из его памяти. Эббингауз составил кривую забывания, подтвердившую его гипотезу, которая утверждала о потере человеческим мозгом информации в течение первого же часа, если к запоминанию не прикладывались особые усилия.
Опыты психолога показали, что таким образом теряется до 50% данных в течение первого же часа, а к 30 дню человек, не повторяя полученную информацию, удерживает в памяти не более 2-3% полученных сведений. Важным итогом работы Эббингауза стал вывод, что забывание — естественный и вполне предсказуемый процесс. Поэтому, чтобы понять, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, нужно просто составить графики и затем их сравнить.
В 1980-х годах ученые обратили внимание, что воспоминания каждого из нас до 6-7-летнего возраста на удивление размыты и фрагментированы. Теория Эббингауза не вполне объясняла это явление, тем более что выявили странную вещь — у людей «завеса» памяти поднималась в разном возрасте. Кто-то отчетливо помнил свои игрушки в двухлетнем возрасте, а кто-то не мог точно вспомнить лицо первого школьного учителя.
Обрывочные воспоминания в среднем появляются у человека с возраста 3,5 года и детская забывчивость сильно зависит… от страны проживания. Разница в среднем возрасте появления первых устойчивых воспоминаний в разных уголках планеты может отличаться на 2 года.
Эта удивительная особенность заинтересовала психолога Ци Ван из Корнельского университета (США). Эта женщина отобрала добровольцев среди китайских и американских студентов и собрала базу из сотен их воспоминаний в разном возрасте. Внезапно выяснилось, что у американцев детские воспоминания ярче, подробнее и с обязательным акцентом на собственной персоне.
Китайцы описывали детство лаконичнее, предпочитая сухие факты и их воспоминания начинались, в среднем, на 1,5 года позднее, чем у ровесников из США. Подобные исследования проводились в разных странах, и все они подтверждают зависимость возраста «младенческой амнезии» от региона проживания.
Разбираясь с необычной особенностью детской памяти, Ван поняла, что они не связаны с расовыми особенностями, а их истоки скрываются в менталитете. В восточных культурах детей не воспринимают всерьез и их воспоминания никого не интересуют. Сама Ци Ван родилась в Китае и ее первым воспоминанием была прогулка с родителями в горах в окрестностях родного Чунцина в возрасте 6 лет. Но впервые ей задали вопрос о том, что она помнит из детства только в США.
Другими словами, если окружающие придают значение вашим воспоминаниям, интересуются ими, то вы их сохраните. Если они никому не нужны, то вы их со временем утратите. Найден народ, дети которого имеют самые ранние воспоминания — это новозеландские маори. Связано это с тем, что для этого народа характерно пристальное внимание к прошлому, предкам и минувшим событиям. Многие взрослые представители этого этноса хорошо помнят себя с 2-2,5 лет! Есть и отдельные феномены, такие как Ребекка Шаррок, которая помнит себя в двухнедельном возрасте.
Ци Ван нашла еще одну необычную закономерность. Она опросила родителей студентов и оказалось, что способность забывать передается от родителей. Другими словами, если ваша мать отчетливо помнит себя с 5 лет, то шанс, что у вас будут реальные детские воспоминания с более раннего возраста ничтожно малы. Генетика? Вовсе нет. Просто если родители ваших родителей не слишком интересовались их детскими впечатлениями, то и они не будут придавать вашим особое значение.
А еще установлено, что события начинают лучше сохраняться в памяти после того, как человек осваивает речь. Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США) считает, что это работает так:
Но в этой теории есть слабое место. Дело в том, что люди, родившиеся глухими и не знавшие языка жестов до школьных лет, помнят себя в том же возрасте, что и их слышащие сверстники. В общем, уверенно говорить о том, что загадка «младенческой амнезии» полностью разгадана, сегодня еще рано, хотя наука серьезно продвинулась на пути к пониманию процессов, происходящих в нашей памяти.
Смотрите также — Синдром гениальности: как аутизм и другие психические отклонения помогают самым успешным личностям в мире
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!