Смотрите
BigPicture ➤ Россия ➤ Как устроен мемориал «Родина-мать»
Как устроен мемориал «Родина-мать»
0
Попасть внутрь и подняться на самый верх Родины-матери доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехала в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через всё нутро великой женщины. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.
Сначала покажу, из чего же, из чего же сделана наша «Родина», какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке. В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.
Технические данные скульптуры:
Скульптура сделана из предварительно напряженного железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землей.
Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.
Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Всё это я вам сейчас покажу!
На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягивают Останкинскую башню. Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали. Крепление вертикальных тросов. Крепление тросов правой руки с мечом.
За натяжением тросов следят специальные датчики. Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину. А эта конструкция следит за колебаниями. Лаз в правую руку. Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею 🙂 Редкий шанс встать монументу поперек глотки. «Добро пожаловать в голову», — говорит старец Фура инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич. На каком-то форуме РЖД посчастливилось добыть отличные фотографии периода строительства монумента. Меч длиной 33 метра и массой 14 тонн изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру — избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок. Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям — Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года). Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии. Для начала оглядимся. Вид на Волгу и на весь мемориал. Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть города. Слева — волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь». Позади — воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.
Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки — очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 году они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.
Эстакадная часть «танцующего» моста.
Трубы завода. Поселок Тир. Стадион «Ротор». Купол планетария. Экскурсию провела ваша Дашэчка. К слову, в тот день наверху было не очень ветрено, хотя я готовилась к тому, что будет сдувать.