Продолжаем рубрику Никаких туристических открыток, только наблюдения.
1) Большую часть 9,5-часового перелета лайнер находится в России — то есть ты уже и поужинал, и три фильма посмотрел, и поспал, и позавтракал, а на экране в спинке кресла: «ближайший населенный пункт — Дальнегорск».2) По маршруту Narita Express запустили составы cерии E259. Раньше из аэропорта в Токио возили на поездах 1991 года разработки (Е253), выглядели они менее брутально.3) Роуминг есть, интернет есть. Ушли времена, когда в японских сетях не работал ни один европейский мобильник.4) Посетителей любых учреждений, музеев, ресторанов, гостиниц и других общественных мест встречают бутыли с дезинфицирующим раствором — руки мыть. Эхо свиного гриппа.
5) Городская архитектура в целом невзрачна и сугубо утилитарна. Хотя управление коммерческой недвижимостью здесь проводится довольно четко. В жилых районах…
6) ...что в торговых кварталах.7) На славящемся своими видами курорте Хаконэ понатыканы гостиницы одна уродливее другой.
Петр Вайль: «Токио — один из самых внешне непривлекательных городов на Земле. Чикаго рядом с ним — чудо гармонии, Версаль. Снова перебор: Япония дальше всех ушла по пути машинной цивилизации, не исключено, что дальше, чем нужно. Самый центр, знаменитая Гиндза, еще сохраняет среднеамериканское человеческое лицо. Но все вокруг — урбанистическое нагромождение холодного серо-стального цвета. И дальше, на протяжении центрального Хонсю — от Токио до Осаки — будто ростовские окраины, внезапно выросшие вверх и вширь. Тогда осознаешь, как им наплевать на внешний вид, как они озабочены интерьером». (…)
8) Борются с курением на улицах.9) Специальные хоругвеносцы выискивают курильщиков и компостируют им мозги.10) Специальный сотрудник метрополитена следит, чтобы никто не забрел на ремонтируемый эскалатор.11) Специальный униформист дублирует функции табло «Берегись автомобиля!»12) Рабочий подновляет разбитую плиточку.13) Уборщик помогает сортировать мусор неграмотным и слепым.14) Запрещено слоняться, банить и бычить.15) На машинах стали писать «полиция» латиницей, совсем недавно были одни кандзи. Мигалки у этих тойот поднимаются на полметра, для пущей наглядности.16) К вопросу о педантичности: даже патрулируют в порядке возрастания номеров.
По сравнению с Россией уличная преступность, считай, отсутствует. Спокойные прогулки по спальным районам в четыре часа ночи, незапертые двери, оставленные в замке зажигания ключи — это всё про Японию. Ни разу там не слышал писка автосигнализации. Ощущение безопасности абсолютное, как в детстве.
17) Люди на улицах гораздо улыбчивее москвичей. Японские городовые:18) На спецтранспорте шильдик марки спереди заменяют гербом-хризантемой (позолоченным у полиции, серебристым у «скорой» и пожарных) — типа, машина на госслужбе. Все мигалки традиционно красные, синих нет в принципе.19) В зданиях средней этажности красным треугольником отмечаются аварийные выходы и окна, открывающиеся снаружи. Это метки для пожарных: автолестницу тянуть сюда.20) Спасатели на дежурстве постоянно в касках, перед контактом с пострадавшим надевают маски. Вот человеку стало плохо в метро, его вывозят шестеро медиков в полной экипировке.21) Рабочие и строители носят широченные штаны «никкабокка» (эволюция никербокеров, то есть бриджей). Считается, что в них удобно лазить — не стесняют движений, но заставляют быть собраннее, так как цепляются за что попало.22) Пластиковые дорожные заграждения, крепления флажков и указателей наполняют водой, чтобы не сдуло.23) Плащ-попона предохраняет от дождя и курьера, и его груз.24) У школьниц новая мода — носить попу в рюкзаке.25) Аниме-персонажи в наружной рекламе попадаются только в районе Акихабара, где больше всего магазинов для отаку.26) Естественный шаг в развитии ситилайтов, «цифровые постеры»: 65-дюймовые LCD с хорошими углами обзора транслируют ролики в 1080p.
27) Широко используются QR-коды.28) Мобильной афишей работает целый грузовик с трейлером.29) Надписи на асфальте вытягивают для удобства чтения из машины.30) С улицы видно, свободно в учреждении, или очередь стоит.31) Открытые потолочные коммуникации — обычное дело и далеко не всегда элемент модного дизайна.32) Манекены сплошь европейских пропорций.33) Шланги свисают из-под крыши, так удобнее мотоциклы заправлять.34) С газировками полный порядок.
35) Red Bull в маленьких (200 мл) банках продается только в Японии, но производится в Австрии — как и тот, что возят к нам. На этикетке пол-литровой бутылки зеленого чая (без сахара!) емкость размечена с шагом в 100 мл.
36) Coca-Cola выпускает спортивные напитки в сотрудничестве с Adidas.37) Coca-Cola выпускает спортивные напитки в сотрудничестве с Adidas.38) Охлажденное желе в пакетиках с соской иногда доползает до «Азбуки вкуса», но вообще в России его днем с огнем и по нормальным ценам не сыщешь (Rich в похожей упаковке выпускает фруктовое пюре, это другое). Minute Maid с кусочками фруктов, другие производители добавляют витамины и «энергетические» компоненты.39) Местный подход к сэндвичам.40) Или так.41) Еще локальная нямка: бутерброд с макарошками.42) Кассовый аппарат в «комбини», магазине шаговой доступности. Принимает оплату в том числе по картам Suica, выросшим из железнодорожных билетов.43) В режиме бездействия на экране набиралки пин-кодов спит маскот магазина (там двухкадровая анимация).44) Постоянно встречаются самодельные ценники и рекламки. Сносно рисовать, кажется, способны 100% населения.45) Порножурналы в целлофан не закатывают.
46) Педофил уходи!47) Как взять за жопу хватателя за жопу.48) Женскими некоторые вагоны в электричках становятся в вечерние часы-пик.49) С сексом как таковым дела в стране обстоят довольно грустно, зато прекрасно себя чувствует индустрия секс-игрушек.50) В районе Кабуки-тё сосредоточены хост-клубы, куда люди приходят выпить в компании наемного собеседника противоположного пола. Реклама клубов для женщин похожа на афиши рок-групп.
51) Идея проста: чем конопатить мозги жене, Танака-сан после работы идет в хост-клуб, где плачется о тяготах жизни своей постоянной «подруге» Свинке-тян, умело разводящей его на алкоголь. Секса не предполагается, это не публичный дом.
52) Уличные автоматы торгуют холодными и горячими напитками, мороженым.53) Сигареты в автоматах продаются по бесконтактным RFID-карточкам, удостоверяющим возраст (покупателю должно исполниться 20 лет). Курит треть взрослого населения.54) В общественных местах висят дефибрилляторы.
55) Похожий на бутылку иероглиф «сакэ» (酒) на этикетах (кстати этикет-лента не такая как у нас) любой алкогольной продукции дополнен расшифровкой на хирагане (さけ), чтобы дети могли прочесть.
56) Оконные стекла армируют проволокой. Белые стеклопакеты редки.57) Вместо бумажного меню в витринах выставляют детальные муляжи блюд.58) В любом кафе и ресторане сразу же приносят ледяную воду из-под крана, потом постоянно доливают. Водопроводная вода едва ли не чище бутылочной.59) Мороженое со вкусом васаби!60) Кто бы мог подумать.61) Лучшее название кондитерской ever.62) Юниклошных магазинов правда много, наружка у них с упором на лого с латиницей (в московской рекламной кампании паритет японского и латинского значков).63) У входов в магазины предусмотрены стойки для зонтиков. Пластиковые эрзац-зонты за 100-150 рублей продаются повсеместно, служат несколько дней.64) В солидных заведениях стойки для зонтов снабжены замками и номерками.65) Собак спокойно оставляют на улице у мопеда/велика, без привязи.
66) Или так…
67) Третий (после криков уличных зазывал и воя сирен) ключевой штрих на карте звуков Токио
68) 69) Всё, что можно снабдить персонажем-маскотом, таким персонажем снабжено.69)70)71) Главный российский маскот по-прежнему популярен.72) Полезно смотреть под ноги, на полу часто размещают указатели.73) Разметка для очереди к банкомату.74) С выпущенными за пределами Японии картами Visa и Mastercard дружат банкоматы «Ситибанка» и почтовых отделений (〒). Еще «Визой» не поперхнутся ATM в магазинах 7-Eleven. Все остальные банкоматы могут даже иметь русский интерфейс, но обслуживать гайдзинскую карточку откажутся.75) Разметка на платформе в метро показывает, где после остановки состава окажутся двери.76) Люди выстраиваются соответственно. Желтая пупырчатая полоса — для удобства слепых. Такими дорожками снабжено большинство тротуаров и все станции в крупных городах.
77. Вайль в конце девяностых писал, что «женские ноги наглядно выпрямляются», но глядите:
79) Простая и бесконечно полезная вещь: схема расположения выходов и пересадок (с указанием лестниц, эскалаторов, лифтов и туалетов) на всех станциях линии метро, с ориентацией по вагонам поезда. На четырех языках. Клеится на колонны станционного зала.80) Другая элементарная штука, которой не хватает в московском метро: выходы со станций пронумерованы. Если Вася говорит Пете: «поднимаешься по эскалатору, потом в переходе налево, у киоска по правой лестнице вверх, и там я стою», то Танака говорит Судзуки: «встречаемся у выхода 4b».81) На линии электричек Тюо сменили подвижной состав, раньше рыжие короба ездили.82) На загруженной кольцевой Яманотэ часть вагонов с увеличенным числом дверей и только откидными сиденьями.
83) В вагонах двуязычные схемы линий, станции объявляют по-японски и по-английски.
84) В общественном транспорте по телефону не разговаривают — неприлично.85) Прямо на платформах установлены краны и фонтанчики с питьевой водой.86) Донорский пункт при железнодорожном узле.87) Никто не лезет в ухо сидящему пассажиру.88) Задние стенки кабин обычно прозрачные, чтобы можно было наблюдать за работой машиниста.89) Или просто любоваться пейзажем.
91) Почти везде можно лазить и фотографировать.92) Появились такси на базе гибридных Toyota Prius.93) Еще приус, в расцветке другой компании.94) Такси для геев-роялистов.95) Леворульных ренегатов не так уж мало.96) Стало больше светодиодных светофоров.97) А в музее аниме-студии Ghibli признают только лампы накаливания.98) Бомжи есть.99) Чем там принято заканчивать подобные опусы — почтовым ящиком, люком и гидрантом? Пожалуйста, почтовый ящик:100) Крышка люка.101) Гидрант.102) Мусорные баки для банок и бутылок.103) Японский офис Аэрофлота выдумал новый класс обслуживания.
104) В ожидании самолета маются не только пассажиры.
105) Приехал корейский лайнер, мужички быстро разбежались по позициям.