Кто такой саунд-продюсер?
На территории бывшего СССР почему-то сложилось достаточно искажённое представление о такой профессии и должности, как продюсер. Продюсером мы привыкли считать некоего абстрактного «дядю», который трясет своим кошельком, обладает какими-то связями, и благодаря им занимается продвижением группы, больше ничего не умея. В западной же культуре музыкальной индустрии, сложившейся за последние полвека с лишним, существует разделение на менеджера, инвестора и саунд-продюсера. Итак, будь то тур-менеджер, отвечающий только за ход гастролей, или агент с самым широким кругом ответственности — в конечном счёте это организатор, и здесь речь пойдёт не о нём.
С английского слово «produce» переводится как «производить», и именно этим и занимается саунд-продюсер. Это профессионал, который руководит процессом создания твоих песен и контролирует его на всех этапах.
Допустим, ты хочешь записать альбом в студии. В задачи продюсера будет входить и разработка концепции и звучания твоей будущей пластинки, и отбор скопившихся у тебя песен и музыкальных идей, и подбор сессионных музыкантов, необходимых для записи, и выбор студий, в которых будут проходить те или иные этапы работы над проектом. Этот человек лично контролирует процесс записи, даёт команды инженерам и часто сам садится за пульт. Он следит, чтобы сведение и мастеринг окончательного микса соответствовал намеченной концепции и желаемому звучанию.
Ты ведь замечал, что отдельные альбомы совершенно разных исполнителей оказываются чем-то похожи, как будто далёкие, но родственники? Объединяет их как раз участие одного и того же продюсера. Для примера можно взять второй альбом группы Gorillaz, последние альбомы ребят из The Black Keys или любую пластинку создателей главного хита 2006 года — Crazy — Gnarls Barkley. Все эти релизы вышли при непосредственном участии Брайана Бёртона, которого большинство знает, как Danger Mouse. В одних случаях он просто направлял музыкантов, в других — сам сочинял музыку и писал аранжировку; и если прислушаться, несложно обнаружить схожие тембры, партии и просто оттенки эмоций, которыми Бёртон наполнял каждую из многочисленных работ.
Работа саунд-продюсера начинается еще до начала записи, с обмена идеями и обсуждения их с музыкантами. Если вы хотите записать песню под ключ, лучше всего начать именно с записи демок. Их нужно обсудить с саунд-продюсером. Ведь именно он поможет тебе превратить наброски в полноценные песни.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!