Как дамы 19 века ходили в туалет в своих кринолинах — рассказывает и показывает историк
Первые кринолины появились в Англии в 1820-х годах и царили в женской моде до конца 1850-х. Хотя само слово «кринолин» изначально относилось к очень плотной ткани из конского волоса, в Викторианскую эпоху им называли объемные платья с юбкой на жестком каркасе. Чтобы перемещаться, а тем более танцевать в таком наряде нужны были особые навыки. А задумывались ли вы когда-нибудь, как дамы того времени ходили в туалет? Этот секрет раскрыла историк моды и блогер Изабелла Питчер (Izabella Pitcher).
Кажется, что для успешного отправления естественных нужд было бы логично избавиться как минимум от куполообразной юбки. Но, для того чтобы облачить даму, служанкам приходилось приложить немало труда и сил. О том, чтобы снять с себя часть платья, а потом снова его надеть, не могло быть и речи. Но оказалось, что ничего снимать не требовалось. Изабелла Питчер, признанный эксперт по фижмам, кринолинам и корсетам, рассказала и показала в ролике на своем канале YouTube Priorattire, как все происходило.
Кринолин: модный, но неудобный аксессуар
В 19 веке кринолин был настоящим символом элегантности. Это каркас из металлических обручей или китового уса, который придавал юбкам невероятный объём. Платья с кринолином могли достигать в ширину нескольких метров! Но такая красота имела свою цену: двигаться, сидеть и, конечно, посещать уборную было крайне сложно.
Изабелла Питчер, изучающая моду викторианской эпохи, отмечает: «Кринолин создавал вокруг женщины своеобразный барьер. Это был не просто предмет гардероба, а целая конструкция, требовавшая навыков управления». И всё же дамы находили способы справляться с бытовыми задачами, включая столь деликатный процесс, как посещение туалета.
Туалетные привычки 19 века: что скрывалось под юбками
Современному человеку трудно представить, как женщины в кринолинах решали вопрос гигиены. Ведь в те времена ванные комнаты и туалеты в домах были редкостью, особенно в сельской местности. Городские дамы пользовались ночными горшками или посещали уборные, которые часто представляли собой деревянные будки с ямой.
Изабелла Питчер объясняет: «Под кринолином скрывалась продуманная система нижнего белья. Женщины носили длинные панталоны с разрезом в интимной зоне. Это позволяло справлять нужду, не снимая одежду полностью». Такой дизайн был настоящим спасением, учитывая сложность снятия и надевания всех слоёв наряда.
Как дамы управлялись с кринолином в уборной
Оказывается, кринолин — не такая уж и жесткая конструкция. Юбка с каркасом была довольно подвижной и могла выгибаться в любую сторону и даже складываться как гармошка. Женщина в то время могла без труда поднять свои юбки сколь угодно высоко. Несмотря на это, посещение туалета все же требовало некоторой сноровки.
Посещение туалета в кринолине требовало ловкости и сноровки. Пышные юбки поднимались и удерживались руками, а каркас кринолина слегка сжимался, чтобы дама могла присесть над горшком или уборной. Изабелла Питчер демонстрирует этот процесс на реконструкциях, используя аутентичные костюмы.
Это было настоящим искусством, ведь одно неловкое движение могло привести к конфузу.
Главный секрет викторианских дам
Основной секрет дам Викторианской эпохи был в так называемой фронтальной посадке. То есть, женщины садились на унитаз лицом к сливу, или, по-современному, к бачку. В таком случае все происходит еще проще. Изабелла Питчер утверждает, что эту технику не стоит списывать в архив. Она отлично подойдет современным невестам с пышными свадебными платьями.
Историк также уточнила, что раньше женщинам не нужно было стягивать нижнее белье. Их панталоны были с разрезом между ног, что существенно облегчало посещение «дамской комнаты». То, что нам сегодня кажется сложным и загадочным, два столетия назад было отработанным до автоматизма. Кстати, у дам той эпохи было немало и других секретов, не всегда приятных.
Смотрите также — Так себе «корпоратив»: как выглядел и чем пах настоящий бал
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









