Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона

0

Анри Картье-Брессон — один из известнейших фотографов в истории. Он является соучредителем фотоагентства Magnum, которое блестяще запечатлело не просто события, но и сам дух XX века. Жизнь фотографа была наполнена приключениями и волнениями, которые отразились в самой сути его работ, столь нами любимых. Собрания его работ оформлены в многочисленные печатные альбомы-портфолио, созданные с участием автора и при поддержке его друзей.

Как можно научиться у маэстро лучше фотографировать? Перед вами семь основополагающих принципов работы великого Анри Картье-Брессона.

bresson05

1. Будьте в гуще событий

«Мир разлетается на куски, а Адамс и Вестон фотографируют камни!» (Анри Картье-Брессон).

Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона

Вашингтон, США, 1957 г. Демонстрация борцов за гражданские права.

Почти сразу же после того, как Анри Картье-Брессон открыл для себя фотографию в 20-х годах прошлого века, он задался целью исследовать новые места и быть в центре важнейших событий. Любопытство фотографа и природное любопытство были для него единым понятием.

Карьера Картье-Брессона доказывает важность для фотографов никогда не застаиваться, но следовать своей природной любознательности и избегать шаблонов.

2. Не думайте над композицией во время съемки

«В фотографии визуальная гармония может вытекать только из развитых инстинктов» (Анри Картье-Брессон).

Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона

Ленинград, 1973 г. Портрет Ленина на фасаде Зимнего дворца по случаю 9 мая.

Картье-Брессон известен прекрасно организованными композициями, в которых все элементы сцены идеально сбалансированы. И все же многие его фотографии были сняты спонтанно.

Он часто говорил, что работает на инстинктивном, практически подсознательном уровне. Картье-Брессон был способен запечатлеть внезапный момент действия и воплотить его в композиционно гармоничную фотографию.

Мастер всегда уделял композиции особое внимание, утверждая, что ее принципам нужно учиться постоянно, однако его подход напоминает нам, что в момент съемки все правила, которыми успешный фотограф должен владеть в совершенстве, на самом деле лишь помогают нашим собственным глазам: «Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать ее только интуитивно».

3. Черпайте вдохновение в чужих работах

«Я должен сказать, что именно эта работа зажгла искру и побудила меня изучать фотографию и смотреть на мир сквозь объектив моей камеры» (Анри Картье-Брессон).

Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона

Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика. 1930 г.

Для Анри, парня решительного и следовавшего своим инстинктам, было достаточно одной притягательной и яркой работы другого фотографа, чтобы фотография стала делом всей его жизни.

В 1931 году ему попалась фотография Мартина Мункачи (чьи работы оказали большое влияние и на Ричарда Аведона), на которой три энергичных черных мальчика бросаются в объятия волн озера Танганьика. Снимок сочетает в себе чудесную жизнерадостность и строгую композицию, которая подкупила Анри Картье-Брессона и направила его на стезю фотографии.

4. Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки

«Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу» (Анри Картье-Брессон).

Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона

Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.

Поразительно, что фотолабораторными работами Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать собственных фотографий коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны.

Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.

5. Важен не фотоаппарат, а фотограф

«Фотография не изменилась с момента ее зарождения, помимо технических аспектов, не имеющих для меня особого значения» (Анри Картье-Брессон).

bresson00

Картье-Брессон никогда не скрывал, что все премудрости фотооборудования не особо его интересуют. В 1932 году он открыл для себя Leica 35 mm и использовал ее на протяжении всей своей фотокарьеры, почти всегда в паре с объективом 50 mm. Простая и незаметная камера (фотограф обклеил бликующие части фотоаппарата темной изолентой) позволила ему быть практически невидимым для будущих героев его фотографий.

«Жизнь» гораздо больше волновала Картье-Брессона, чем «фотография».

6. Не упускайте момент!

«Изумительная смесь эмоций и геометрии в одном мгновении» (Анри Картье-Брессон).

Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона

Картье-Брессон старался снять любую сцену в момент, когда эмоциональный пик сюжета приобретал наиболее гармоничную композиционную форму. Он называл этот пик «решающим моментом», что означало «моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».

Выражение «решающий момент» впервые вошло в лексикон фотографов после выхода в свет в 1952 году книги Картье-Брессона Images a la Sauvette.

Он часто сравнивал свою любовь к стрельбе с любовью к фотографии. Проводимые параллели очевидны: терпеливо ожидать появления добычи или объекта съемки, прицеливаться сквозь ружейный прицел или видоискатель, подбирая наиболее подходящий момент для «выстрела». Эта метафора свидетельствует о том, что Картье-Брессон никогда не терял бдительность с камерой в руках. Его глаза всегда были в поиске очередного момента, эмоций или юмора, которые он мог бы запечатлеть.

7. Сюжет превыше всего

«Фотография — ничто. Меня интересует жизнь» (Анри Картье-Брессон).

Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона

Дети, играющие в ковбоев. Рим, Италия, 1951.

Внимание Картье-Брессона было на 100% поглощено объектом съемки, что и позволило ему запечатлеть столько потрясающих сюжетов. Подход Картье-Брессона к предмету и смыслу фотографий предельно прост. Он считает, что в момент съемки вовсе не обязательно знать, зачем ты вообще снимаешь.

В «решающий момент» все складывается в пользу фотографа, и он понимает, что нужно нажать на спуск. В результате получаются фотографии, которым не нужны дополнительные комментарии — ими нужно просто любоваться! Что именно привлекло внимание фотографа — выражение лица или какое-то определенное расположение людей, станет ясно уже позднее.

Смотрите также: XX век в объективе знаменитого писателя Джека Лондона

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

Новые посты

Развенчиваем 5 популярных мифов о конкистадорах и завоевании Америки

Развенчиваем 5 популярных мифов о конкистадорах и завоевании Америки

18 самых сексуальных мультяшных героинь

18 самых сексуальных мультяшных героинь

«Ларёчная» Москва, которую мы потеряли

«Ларёчная» Москва, которую мы потеряли

40 занимательных ответов на вопрос «А что будет, если?»

40 занимательных ответов на вопрос «А что будет, если?»

Спокойной ночи: 10 чудо-продуктов для улучшения сна

Спокойной ночи: 10 чудо-продуктов для улучшения сна

«Идем рубать немцев» — как коллаборационисты из Русской освободительной армии в 1945 году освободили Прагу

«Идем рубать немцев» — как коллаборационисты из Русской освободительной армии в 1945 году освободили Прагу

История велосипеда: Пенни-фартинг, или Высокое колесо

История велосипеда: Пенни-фартинг, или Высокое колесо

Работящие коты-заводчане: они никогда не скажут, что у них лапки

Работящие коты-заводчане: они никогда не скажут, что у них лапки

Любая эротика — искусство!

Любая эротика — искусство!

Одежда из гардероба родителей, которая снова в моде у молодежи

Одежда из гардероба родителей, которая снова в моде у молодежи

18 «гадких утят», которые стали «прекрасными лебедями»

18 «гадких утят», которые стали «прекрасными лебедями»

Благодатный иерусалимский огонь: чудо или мистификация?

Благодатный иерусалимский огонь: чудо или мистификация?