Смотрите
BigPicture ➤ Азия ➤ За два года Китай произвел больше цемента, чем США за весь XX век!
За два года Китай произвел больше цемента, чем США за весь XX век!
0
Согласно официальным данным Государственного статистического бюро Китайской Республики, за период с января по декабрь 2014 года цементная индустрия Китая выпустила цемента в объеме 2 млрд 476 млн тонн. А за два последних года — 4 млрд 890 млн тонн (4,9 гигатонны). США же, по данным USGS Cement Statistic, за период с 1901 по 2000 год произвели только 4,5 гигатонны цемента. США в последние годы производят около 80 млн тонн цемента в год (в 30 раз меньше Китая), Россия — 65 млн тонн.
Так на что же китайцы тратят такую прорву цемента? Давайте посмотрим. Лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Да и строительство, если подойти к делу с умом, можно накачать дополнительным спросом. Ведь можно же строить надежные железобетонные конструкции, которые простоят не одну сотню лет. Но это же никому не выгодно. Ни строителям, ни банкирам, ни риелторам, ни страховщикам. Рано или поздно произойдет насыщение рынка жилья и спрос станет минимальным. Гораздо выгоднее для экономики строить домики из фанеры и гипсокартона. Такие точно не простоят несколько веков. Срок эксплуатации у них идеальный и если и превышает срок выплат по ипотеке, то не намного. Как только владелец такого дома полностью рассчитается с банком, так, глядишь, и время подойдет новое жилье себе приобретать. В итоге имеем постоянный спрос плюс повышенные расходы на ремонт, да еще и без страховки никак не обойдешься (небольшой ураган, наводнение или просто ливень способны оставить без жилья).
Китайская урбанизация пошла несколько иным путем. Нет, в Китае также существует малоэтажная жилая застройка в пригородах крупных городов, но какой-то доминирующей роли в строительной отрасли она пока не приобрела.
О китайских городах я поговорю чуть попозже. А пока вернусь к главной своей теме — куда Китай тратит те колоссальные объемы цемента, которые производит. Дороги, дома, больницы, электростанции — все это требует бетона. Даже отдельные части инфраструктуры могут потребовать огромных сооружений из бетона. Давайте взглянем на некоторые основные направления потребления бетона несколько подробнее.
Автомобильные дороги
До 1987 года в Китае не было ни одного километра скоростных автомагистралей. По первоначальному плану Китай собирался построить сеть из национальных магистралей на 35 000 км только к 2020 году. Но уже на 1 января 2005 года общая длина дорог приблизилась к этой цифре. А в 2011 году Китай превзошел Национальную систему межштатных автомагистралей (Eisenhower National System of Interstate and Defense Highways), строившуюся с 1956 года и казавшуюся недосягаемой по своим масштабам. В последние годы американская сеть дорог практически остановилась в своем развитии. Для примера: за 2012-2013 годы она увеличилась с 76 788 км до 77 017, то есть на 229 километров.
Компания TomTom, занимающаяся навигационными продуктами, недавно опубликовала свой ежегодный рейтинг загруженности городских дорог в часы пик — TomTom Traffic Index. В 2014 году в этот рейтинг впервые были включены города Китая. По оценкам компании TomTom, 10 китайских городов вошли в первую 30-ку мировых лидеров автомобильных пробок. Вот эти города (в скобках занятое ими место в рейтинге):
В исследовании TomTom принимали участие 218 городов в 36 странах мира. Москва и Санкт-Петербург занимают в этом списке четвертое и седьмое места.
Мосты
Уже сегодня в Китае 300 тысяч мостов (тысяча из них — длиной более километра). Из 100 крупнейших вантовых мостов в мире 55 находятся в Китае. Причем интересно, что из 40 крупнейших вантовых мостов мира 20 переброшены через реку Янцзы.
Существует еще одна копия этого моста, правда, уже не совсем стопроцентная — где-то в провинции построили такой же, только намного длиннее. А в городе Сучжоу есть копия самого красивого моста Лондона — Тауэрского, мост получился в два раза шире оригинала.
Аэропорты
Управление гражданской авиации КНР одобрило план, согласно которому большинство даже небольших регионов страны получат собственные аэропорты. До 2030 года поставлена цель довести количество имеющихся в Поднебесной воздушных гаваней с нынешних 399 до 2000. То есть ежегодно в Китае будут строить более 100 аэропортов, создав 1600 таких объектов всего за какие-то полтора десятка лет.
Свежие данные по пассажиропотоку в крупнейших китайских аэропортах по итогам 2014 года и сравнение с 2013 годом. В третьей графе мы можем наблюдать прирост пассажиропотока в процентах к прошлому году. Как видим, прирост, причем довольно существенный, наблюдается во всех аэропортах Китая, за исключением Даляня. Тут следует заметить, что сейчас в городе Далянь полным ходом ведется строительство крупнейшего в мире морского аэропорта. Возможно, этим и объясняется временное падение пассажиропотока.
По мировым меркам аэропорты Китая не такие уж и крупные. Только Пекин с его 86 миллионами пассажиров находится на втором месте в рейтинге крупнейших аэропортов мира, проигрывая идущей первой Атланте. Правда, если два шанхайских аэропорта сложить вместе, то в сумме получится даже больше, чем у Пекина, но все равно чуть меньше, чем в Атланте. Из остальных китайских аэропортов лишь Гуанчжоу попадает в двадцатку лидеров мирового рейтинга. Один из крупнейших аэропортов в России, реконструированный Пулково войдет в китайскую большую двадцатку аэропортов со скрипом, попав только на 19-е место, а в мировую большую сотню аэропортов так и не попав, остановившись всего в нескольких шагах от элитной сотни.
Пожалуй, самым футуристичным аэропортом в мире можно назвать аэропорт Шэньчжэнь Баоань. Новый терминал, разработанный итальянским архитектурным бюро «Фуксас», поражает своим дизайном как внутри, так и снаружи.
Железнодорожные магистрали
Огромная сеть высокоскоростных железных дорог постепенно опутывает всю Поднебесную, гигантские эстакады и виадуки достигают в длину 100-150 км.
Строительство жилья
Нынешняя урбанизация Китая — процесс колоссальный и беспрецедентный по своему размаху в истории. Жилая площадь на душу населения в городах увеличилась с 4 квадратных метров в 1980 году до 31,5 квадратных метра в 2010-м, хотя это гораздо меньше, чем в США (65 квадратных метров на человека), но уже больше, чем в России (24 м2 на человека).
В 1978 году лишь 17,9% населения страны жило в городах. Сегодня количество горожан увеличилось до 40%. В соответствии с планами властей, к 2020 году этот показатель должен составить уже 55%. В настоящее время стоит задача в ближайшие 16 лет переселить в города от 300 до 400 миллионов крестьян.
В настоящий момент 520 миллионов китайцев живут в 660 городах и 20 000 средних населенных пунктах. В Китае есть всего два города с численностью населения более 10 миллионов человек — Пекин и Шанхай. 36-миллионный Чунцинь является в действительности муниципальным районом площадью 80 000 квадратных километров, включающим в себя обширные сельские и близкие к ним зоны.
Истории городов-призраков захватывают читателя, но провоцируют на неверные выводы. Наряду с естественным расширением существующих промышленных кластеров Китай предпринимает попытки развития совершенно новых территорий, строительства новых городов в «чистом поле», на отдалении от заселенных районов. Такая задача, естественно, труднее, но стратегические цели заслуживают этих усилий.
Одиозным стало строительство огромного города Каньбаши во Внутренней Монголии, которое началось в 2004 году. Способный вместить в себя миллион жителей город имеет население всего 30 тыс. человек. Зачем вообще строили этот город на границе с Монголией? Является ли проект грубой ошибкой?
По разведанным запасам полезных ископаемых Внутренняя Монголия занимает 5-е место в Китае и является вторым регионом страны по количеству запасов каменного угля в объеме 224,75 млрд тонн. Регион уникален тем, что имеет запасы редкоземельных элементов в количестве 80% всех мировых резервов!
Горнодобывающие проекты не осуществляются быстро, требуется время. Мало сомнений в том, что в перспективе город будет заселен и обречен стать процветающим центром сырьевой индустрии Северного Китая.
По данным Международного валютного фонда, доля сектора недвижимости составляет примерно 14% китайского ВВП, и она окажется гораздо выше, если к ней добавить сталь, цемент, мебель, домашнее оборудование и прилагающиеся транспортную и энергетическую инфраструктуры — тогда на долю строительства недвижимости придется около четверти китайской экономики.
Самые быстроразвивающиеся мегаполисы мира
Так это когда было, скажут многие. Сейчас Китай уже не тот, что раньше, весь мир тихой сапой накрывает разрастающийся экономический кризис, а уверенный и качественный рост может наблюдаться теперь разве что в Соединенных Штатах.
Сейчас любой грамотный экономист или финансовый аналитик приведет вам распространенный тезис о том, что темпы роста Китая замедляются. В 2014 году рост китайской экономики составил ничтожные 7,4%. Такого низкого роста ВВП не наблюдалось с 90-х годов XX века. Более того, в 2015 году ожидается снижение прироста ВВП до смехотворных 7% или даже катастрофических 6,5%.
Но минуточку, те самые 7,4% прошлого года — это 1,3 триллиона долларов (если считать по методике ЦРУ с учетом паритета покупательной способности). Или ровно половина ВВП Франции или Великобритании. То есть менее чем за два года Китай прирастает одной Великобританией, или одной Францией, или Канадой с Австралией, вместе взятыми.
Но несмотря на то, что сам Китай уже не развивается теми стремительными темпами, что были раньше, тем не менее еще остались в стране города, демонстрирующие и восемь, и девять, и даже десять процентов роста. Статистики по итогам всего года мне дождаться так и не удалось, поэтому будем довольствоваться только первыми тремя кварталами 2014 года.
Топ-30 крупнейших городов Китая по размеру ВВП
В итоге тридцатка самых урбанизированных городов Китая выглядит так: