Обидная судьба великой фамилии: как миллионер Затрапезнов стал символом нищеты

0

Выражение «выглядеть затрапезно» прочно вошло в наш язык как синоним неопрятности и бедности. Но мало кто знает, что за этим обидным ярлыком скрывается история большого успеха. Ведь в XVIII веке фамилия Затрапезнов гремела на всю империю, а продукция его мануфактур считалась эталоном качества. Более того, сам Пётр I носил камзолы из полотна, сотканного на фабриках этого купца. Как же вышло, что славная фамилия превратилась в символ неряшливости?

Иллюстрация к статье о происхождении фразы выглядеть затрапезно

Доступная роскошь

В XVIII столетии носить вещи из тканей Затрапезнова было престижно, и позволить себе это могли далеко не все. А всё потому, что так называли продукцию одной из лучших в Российской империи ткацких мануфактур, принадлежавшей ярославскому купцу Ивану Затрапезнову. Скатерти, салфетки и тончайшее полотно закупали поставщики императорского двора, а львиная доля товара уходила за границу.

Портрет Ивана Максимовича Затрапезнова

Иван Максимович Затрапезнов

Качество было настолько высоким, что ушлые торговцы часто ставили на ярославские ткани свои клейма и продавали их втридорога как английские или голландские. Но кроме элитного товара фабрика выпускала и доступную, но очень прочную ткань — пестрядь. Её охотно покупали крестьяне и рабочий люд. В народе этот материал прозвали «затрапезом», и тогда в это слово не вкладывали никакого негатива.

В старину на Руси у знати всего было вдоволь: мехов, парчи, кожи. А вот качественного лёгкого полотна катастрофически не хватало. Именно этот материал был нужен всем, но его приходилось ввозить из-за моря. Ситуация изменилась в начале XVIII века, когда купец Иван Затрапезнов решил наладить своё производство.

Как Затрапезнов стал пионером русской мануфактуры

Иван происходил из богатой купеческой семьи, входившей в привилегированную Гостиную сотню. Существует легенда, что он ездил в Европу вместе с государем Петром I. Хотя ткацким делом занимался ещё отец Ивана, Максим Затрапезнов, и его полотно уже ценилось выше заморского, именно Затрапезнов сын вывел семейный бизнес на государственный уровень.

Рисунок рабочих на ткацкой мануфактуре 18 века

Молодому российскому флоту требовались паруса, а армии — сукно. Пётр I понимал, что зависеть от импорта нельзя. Поэтому он отправил талантливого купца учиться за границу. Семь лет Иван провёл в Голландии и Германии, постигая тонкости мануфактурного дела. По возвращении в Москву он получил полную поддержку императора.

В то время производством парусины и полотна заведовал голландец Иван Тамес. Именно к нему в компанию царь определил Затрапезнова. Был создан своеобразный консорциум из 11 купцов с огромным по тем временам капиталом — 46 тысяч рублей. Для сравнения: хорошую корову тогда можно было купить всего за три рубля.

Панорама Ярославской большой мануфактуры

Панорама Ярославской большой мануфактуры

Вклад Ивана был скромным — всего 250 рублей. Но Пётр I ценил не деньги, а знания и рвение. И не прогадал: именно Затрапезнов в итоге стал главной фигурой в истории русского текстиля и даже невольно подарил русскому языку крылатую фразу.

Основание Московской мануфактуры

В 1720 году компаньоны основали Московскую мануфактуру. Дела шли успешно, но взгляды на управление у партнёров расходились. Постепенно большинство пайщиков вышло из дела, не в силах конкурировать с энергичным Иваном. В итоге Тамес остался в Москве, а Затрапезнов стал единоличным хозяина производства в Ярославле.

Производство шелковой ткани на старинной мануфактуре

Производство шёлковой ткани

Государство всячески помогало новому предприятию. Фабрику освободили от всех повинностей и налогов до тех пор, пока производство не наладится в полном объёме. Затрапезнов получил территорию бывшего Хамовного двора, где когда-то работали пленные шведы. Ему давали льготные кредиты из казны, позволяя возвращать долги годами.

Очень скоро старых площадей стало мало, и по указу царя мануфактуре передали земли под Москвой, у монастыря на реке Коломенке. Также Затрапезнову выделили дополнительные станки. К предприятию приписали около пяти тысяч рабочих. Конечно, их положение мало чем отличалось от крепостного права: за побег наказывали жестоко, а за укрывательство беглецов взимали штраф в сто рублей.

Как появилась «затрапезная ткань»

Безусловно, поддержка царя была важна, но главный секрет успеха кроется в таланте самого Ивана Максимовича. 28 июня 1722 года заработала Ярославская Большая мануфактура. Очень скоро она стала крупнейшим и передовым предприятием страны, затмив даже московских конкурентов.

Товарный знак Ярославской Большой мануфактуры

Товарный знак Ярославской Большой мануфактуры

Ассортимент был широчайшим: от роскошного шёлка, атласа и кружев до простой льняной ткани — пестряди. Это было грубоватое, но очень прочное полотно, обычно синее в полоску или в клетку. Из него шили тюфяки, передники и рабочую одежду.

Именно эту дешёвую ткань в народе и прозвали «затрапезом» или «затрапезой» — по фамилии фабриканта. Материал стал, пожалуй, первым массовым брендом в истории русской промышленности. Носили его небогатые люди, поэтому со временем слово стало ассоциироваться с простой, будничной одеждой.

Крестьянские сарафаны из мануфактурной пестрядной ткани

Крестьянские сарафаны из мануфактурной пестрядной ткани

При этом элитная продукция Затрапезнова ничуть не уступала европейской. Русские дворяне, привыкшие ко всему заграничному, часто даже не догадывались, что покупают отечественное. После смерти Ивана Затрапезного в 1741 году империя перешла к его сыну Алексею. Поначалу дела шли неплохо, но наследник не обладал хваткой отца.

Конец знаменитой мануфактуры

Ярославская мануфактура, как хорошо смазанный механизм, ещё долго работала по инерции. Ткани с клеймом «ЯМБ» (Ярославская Большая Мануфактура) всё так же ценились. Но Алексей Затрапезнов был равнодушен к делу предков, и оно начало хиреть. В итоге в 1764 году он продал фабрику известному богачу Савве Яковлеву за смешные 60 тысяч рублей.

Памятник на могиле Ивана Затрапезнова, уничтоженный большевиками

Памятник на могиле Ивана Затрапезнова, уничтоженный большевиками

Сделка шокировала российское общество. Яковлева даже обвиняли в том, что он воспользовался слабостями Алексея, известного картёжника и любителя разгульной жизни. Как бы то ни было, новый владелец сумел сохранить марку. Увы, в XIX веке случился страшный пожар, уничтоживший большую часть корпусов, и полностью восстановить былое величие так и не удалось.

Тем не менее предприятие выжило. В советские годы оно стало комбинатом «Красный Перекоп». Исторические здания долго служили людям, но сейчас часть территории превратилась в Петропавловский парк. От легендарного комплекса осталась лишь прекрасная церковь Петра и Павла, построенная ещё при основателях.

Церковь Петра и Павла 18 века — все что осталось от мануфактуры

Церковь Петра и Павла XVIII века — всё, что осталось от мануфактуры

Сегодня фамилию талантливых промышленников помнят разве что историки. Зато слово «затрапезный» знают все. Смысл его перевернулся с ног на голову: если раньше это означало добротную, хоть и простую одежду, то теперь — что-то убогое и заношенное. Вот так причудливо меняется язык, превращая знак качества в обидное прозвище, как это случилось и со словом «урод».

Смотрите также — Что погубило фабриканта Савву Морозова, мечтавшего о капитализме с человеческим лицом

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Последнее приключение Эндрю МакОли: как австралийский альпинист бросил вызов морю и проиграл

Последнее приключение Эндрю МакОли: как австралийский альпинист бросил вызов морю и проиграл

Романтика советского неона

Романтика советского неона

История Тонды Дикерсон, или Как выигрыш в лотерею превратил жизнь официантки в триллер

История Тонды Дикерсон, или Как выигрыш в лотерею превратил жизнь официантки в триллер

Новые посты

20 фото из Салинас Грандес, белоснежной пустыни Аргентины

20 фото из Салинас Грандес, белоснежной пустыни Аргентины

Никто не может так, как Хом

Никто не может так, как Хом

Франческо Лентини — трехногий «король уродов», покоривший Америку

Франческо Лентини — трехногий «король уродов», покоривший Америку

Девушки, приютившие бездомных кошек

Девушки, приютившие бездомных кошек

Горячие фото от мастера эротического портрета Ильи Пистолетова

Горячие фото от мастера эротического портрета Ильи Пистолетова

22 настоящих шедевра акварели

22 настоящих шедевра акварели

Право раздеться и грешить

Право раздеться и грешить

Как антрополог Гровер Кранц и его пес Клайд стали экспонатами музея

Как антрополог Гровер Кранц и его пес Клайд стали экспонатами музея

7 правил выбора красной икры к новогоднему столу

7 правил выбора красной икры к новогоднему столу

Любимые советские актеры в детстве и зрелости

Любимые советские актеры в детстве и зрелости

Как слепить самого крутого снеговика, чтобы вам вся улица завидовала

Как слепить самого крутого снеговика, чтобы вам вся улица завидовала

«Это интересно!»: 20 необычных, удивительных и просто занятных вещей и фактов

«Это интересно!»: 20 необычных, удивительных и просто занятных вещей и фактов